Централизованная библиотечная система города Витебска

Проекты

кнопка почетные граждане 1

кнопка нв сайт гордость и слава витебска

ги5

ВМ
сценарии 1

наши издания

Храмы Витебска

Наши партнеры

logo

 

КнопкаГодКачества

фпб кнопка

кнопка профдоход

 

1_витьбичи.png

work work work work 001271 4e2e1fe59592de8f87696061fb03ac39 Телеграм

 

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика

10 февраля 1942 года начали действовать «ВИТЕБСКИЕ ВОРОТА».

«ВИТЕБСКИЕ ВОРОТА» или «Суражские ворота» — историческое название, принятое в советской и белорусской истории, относящееся к коридору (разрыву германского фронта между флангами групп армий «Север» и «Центр») шириной примерно в 40 км, между населёнными пунктами Велиж (на юге) и Усвяты, Псковской области (на севере).


Суражские ворота

Этот пролом во фронте образовался в результате наступления 4-й ударной армии Калининского фронта в ходе Торопецко-Холмской операции и спонтанного освобождения окрестных лесных районов (деревень) партизанами Витебской области. Разрыв просуществовал более 7 месяцев — с 10 февраля по 28 сентября 1942 года.
   

Сурож воротаПосле того, как ставкой и командованием Красной Армии были осознаны уникальные свойства этой бреши во фронте немецких войск, через «Витебские ворота» в тыл врага с апреля 1942 года стали централизованно направлять диверсионные и организаторские группы (в составе которых находились партийные работники, инструкторы-подрывники, разведгруппы, медицинский персонал, работники типографий) — более 170 групп, около 3000 человек. Через ворота доставлялись оружие, боеприпасы, медикаменты, типографии, печатные машинки, радиостанции (более 150 штук), взрывчатка, оснащение и специалисты для организации более 50 скрытых аэродромов в районе базирования партизанских отрядов.

 

Через «Витебские ворота» прибыли из советского тыла в партизанские районы Беларуси следующие соединения: зимой 1942 года — конный отряд героя гражданской войны А.К.Флегонтова, отряды комсомольцев Новосибирска, Омска (отряд «Сибиряк»), Москвы (отряды имени Сергея Лазо и имени Н.Ф.Гастелло), летом 1942 года — отряды «Бесстрашный», «Мститель», «Гроза», «Быстрый», а также группы литовских и латышских партизан.
   

Этот коридор работал и в обратную сторону: с оккупированной территории было эвакуировано около 200 тысяч мирных жителей, на «Большую землю» отправлялись на переформирование партизанские отряды, выходили и вывозились раненые партизаны. Через «Суражские ворота» партизан Н.Я.Киселёв вывел с оккупированной территории более 200 евреев, пройдя с ними до этого более 700 км . Политрук Н.Я.Киселёв, затем партизан отряда «Мститель», спас жизнь 218 еврейским жителям деревни Долгиново, выведя их за линию фронта в августе — октябре 1942 года.
     

Со стороны партизан «Суражские ворота» удерживали: с юга (по правому берегу Западной Двины в 35 км от Витебска, с рейдами до окраин Витебска и Городка) — 1-я Белорусская партизанская бригада (1500—2000 человек) под командованием М.Ф.Шмырёва, бригады им. Краснознаменного Ленинского Комсомола и 1-я Витебская партизанская бригада, которые были организованы на базе отрядов Д.Ф.Райцева и М.Ф.Бирюлина. С севера действовала — 2-я Белорусская имени П.К.Пономаренко партизанская бригада (300—600 человек) под командованием М.И.Дьячкова — создана в мае 1942 года на базе Меховского партизанского отряда.
     

После закрытия Витебских ворот в сентябре 1942 года в ходе многодневной крупной карательной операции, на помощь партизанам в плане снабжения оружием, боеприпасами, медикаментами пришли мобилизованные в начале войны лётчики Гражданской авиации — 105-й авиационный полк с транспортными самолетами, базировавшийся около деревни Войлово, в 28-30 км к северу от Велижа. Первый самолет, который прорвал блокаду и совершил 28 октября 1942 г. посадку в расположении 1-й Белорусской партизанской бригады, пилотировали майор Евгений Клуссон и лейтенант Николай Жуков.
    

Дальнейшая деятельность партизан в Суражско-Городокской зоне настолько мешала противнику, что было организовано 4 карательных экспедиции в этом регионе. Их целью было превращение района в зону «выжженной земли». Гитлеровцам противостояли: 3-я и 4-я Белорусские партизанские бригады, бригада «За Советскую Беларусь», 2-я Сиротинская бригада, бригада «Неуловимые», два отряда Белорусской диверсионной бригады имени Ленина, несколько спецгрупп НКВД. После кровопролитных боев большинству партизанских формирований удалось прорваться через железную дорогу Полоцк — Невель и вывести с собой в Россонский район тысячи местных жителей.
    

Самым неприятным событием для вермахта стал организованный переход на сторону партизан большей части 825-го батальона татар (в составе «Волго-Уральского легиона», набранного из советских военнопленных). Перебежчики в количестве 506—557 человек в ночь на 23 февраля организованно ушли к партизанам непосредственно перед началом наступления, с собой они привезли значительное количество оружия и боеприпасов на 26 подводах. И дальше воевали вместе с ними против немцев.
    

В 1977 году в деревне Заполье Витебского района по проекту белорусского скульптора В.Ягодницкого был воздвигнут мемориал «Витебские ворота». О тех, кто создавал «ворота» и кто на протяжении восьми месяцев удерживал их, ведя ожесточенные бои с врагом, подробно рассказывает экспозиция Витебского областного музея имени Героя Советского Союза Миная Филлиповича Шмырёва.

 

gerb   flag

Вход на сайт

Переключение языков

  • Русский язык
  • Беларуская мова

.jpg

Льготы 1

Социальные группы

VK
FB

uni.png

vit.png