ВИТЕБСКО-ОРШАНСКАЯ операция - наступательная операция войск 3-го Прибалтийского (генерал армии И.Х.Баграмян) и 1-го Белорусского (генерал-полковник, с 26 июня генерал армии И.Д.Черняховский) фронтов, проведённая 23—28 июня 1944 года в ходе операции «Багратион». В ходе операции 26 июня 1944 года был ОСВОБОЖДЕН ВИТЕБСК.
Целью операции являлся разгром войск левого крыла группы армий «Центр» (витебскую, лепельскую и оршанскую группировки), овладение районом городов Лепель и Чашники, и выход к реке Березина. На витебско-лепельском и оршанском направлениях оборонялись войска немецкой З-ей Танковой Армии и часть сил 4-й Армии группы армий «Центр» (всего до 17 дивизий общей численностью до 140 тыс. человек). Их действия поддерживал 6-й воздушный флот.
1-й Прибалтийский фронт имел в своем составе 4-ю Ударную Армию, 6-ю гвардейскую Армию, 43-ю Армию, 3-ю Воздушную Армию, 1-й танковый корпус общей численностью более 220 тыс. человек.
3-й Белорусский фронт имел в своем составе 39-ю Армию, 5-ю Армию, 11-ю гв.Армию, 31-ю Армию, 5-ю гв. Танковую Армию, 1-ю Воздушную Армию и общей численностью более 210 тыс. человек.
В ночь на 23 июня 1944 года перед началом общего штурма линии «Пантера» фронтовая и дальняя авиация начали массированный авиационный налет. Ударам подверглись как коммуникации противника, так и огневые оборонительные позиции, выявленные в ходе проведенной накануне разведки боем. На рассвете инициативу подхватила артиллерия. После двухчасового мощнейшего артналета ударные армии 3-х фронтов перешли наступление. Наиболее ожесточенные бои развернулись за Витебск и Оршу, превращенные в мощные узлы сопротивления. Удержанию этих городов гитлеровское командование придавало особое значение в связи с тем, что Витебск открывал дорогу в Прибалтику, а через Оршу шла кратчайшая дорога на Минск. В течение первого дня наступления 6-я гвардейская и 43-я армия 1-го Прибалтийского фронта взломали немецкую оборону севернее Витебска и продвинулись на 15-20 километров вглубь по фронту. Южнее Витебска успешно действовали войска 3-го Белорусского фронта.
К концу дня 30-й и 5-й армиям фронта удалось прорвать оборону противника на 10-15 километров по фронту 50 километров. Опережая график на сутки, к концу дня 24 июня передовые части 1-го Прибалтийского фронта вышли к берегам Западной Двины и с ходу начали ее форсирование, захватив пять плацдармов на южном берегу. Важно было именно сходу преодолеть реку, чтобы не дать отступающему противнику закрепиться. Из-за сильной распутицы тылы вместе с переправочными средствами сильно отстали, и осуществлять переправу пришлось на подручных средствах.
Из воспоминаний И.Х.Баграмяна: «... все водное пространство покрыто людьми! Кто на досках, кто на бочках, кто на бревнах, кто вплавь движется к противоположному берегу... А что творилось рядом с нами на берегу! Местные жители — женщины, старики, подростки — рушили свои сараи, снимали с петель ворота и вместе с бойцами тащили их к реке...»
Переправа проводилась под непрерывным огнем противника. Массовый героизм проявили солдаты и офицеры при выполнении этой задачи. В районе деревни Буй к Западной Двине вышли передовые части 212-го стрелкового корпуса. Одним из первых на другой берег реки переправился командир взвода Владимир Константинович Долгов. На самодельном плотике перед собой он толкал ручной пулемет. Еще в воде лейтенант был ранен в руку, но доплыл. Огнем из пулемета, отогнав немцев от берега, смог обеспечить переправу своих солдат, которых повел в атаку. Враг был отброшен. Уже дважды раненый, отражавший очередную контратаку бесстрашный лейтенант был убит. Но на захваченный его бойцами плацдарм уже высаживался весь полк. Владимиру Константиновичу Долгову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Железная дорога Витебск-Орша была перерезана.
А в это время части 92-го стрелкового корпуса ворвались на северо-западную окраину Витебска. Бои на улицах Витебска продолжались еще два дня. За каждую улицу и каждый дом приходилось сражаться, особенно яростно враги защищали ключевые позиции. Одному из подразделений был дан приказ предотвратить взрыв моста через Западную Двину. Мост хорошо простреливался и охранялся противником. Обезвредить взрывное устройство командование поручило шестерым бойцам группы старшего сержанта Фёдора Тимофеевича Блохина. Сапёры успешно справились с поставленной задачей и по мосту в город вошли наша танки. ВРЕМЯ МУЖЕСТВА
В результате успешных действий армии генерала Белобородова между войсками 1-го Прибалтийского фронта и 39-й армией 3-го Белорусского фронта оставался лишь 10-километровый промежуток. Стремительным броском наши войска создали «мешок», в который попала витебская группировка немецких войск. Враги старались удержать оставшийся коридор, но их контратаки были отбиты. 25 июня войска 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов встретились в районе Гнездиловичей. Это были 179-я стрелковая дивизия 43-й армии и 19-я гвардейская стрелковая дивизия 39-й армии. Так замкнулось окружение Витебской группировки противника, получившее название «ВИТЕБСКИЙ КОТЁЛ». Таким образом, 5 немецких дивизий 3-й танковой армии общей численность более 40 тыс. человек были окружены и одновременно рассечены на части. Окруженным в Витебске немецким войскам был предъявлен ультиматум и дано время для решения вопроса о сдаче. Однако ответа получено не было. И только когда советские войска пошли на штурм города, противник начал сдаваться. В числе пленных было четыре гитлеровских генерала, которые содержались отдельно друг от друга. А.М.Василевский вспоминал, что взятый в плен командир 53-го армейского корпуса Гольвитцер почему-то был уверен, что его войска еще сражаются, и просил проинформировать его о ходе сражения. Какого же было его удивление, когда в ответ ему предъявили своих же бывших подчиненных и предложили поинтересоваться самому.
Следует отметить, что угроза окружения гарнизона Витебска была очевидна уже в первый день проведения наступательной операции советскими войсками. Командующий 3-й немецкой танковой армии обращался к высшему командованию с просьбой начать отход корпуса из Витебска. Однако положительный ответ он получил только 25 июня, когда было уже поздно, и кольцо окружения вокруг города уже замкнулось. Гитлеровцы предпринимали неоднократные попытки вырваться из окружения. В отчаянных попытках вырваться из Витебского котла, часть окруженной группировки попыталась пойти на прорыв, прикрываясь мирным населением. Пропустив женщин и детей, красноармейцы в яростной рукопашной схватке остановили прорыв. Помимо Витебского котла был еще ряд более мелких окружений противника под Островно и Бешенковичах. Вражеские части в них были частично уничтожены и пленены. 28 июня войска 1-го Прибалтийского фронта после взятия Лепеля вышли на рубеж Заозерье-Лепель, а 3-й Белорусский фронт подошел к реке Березина севернее города Борисов. По воспоминаниям И.Х.Баграмяна дорога Витебск-Лепель была завалена убитыми солдатами и разбитой немецкой техникой.
Советская авиация уничтожила в воздушных боях и на земле свыше 70 немецких самолетов.
Особая роль при подготовке и ведении наступления отводилась партизанам. Они должны были нарушать коммуникации и линии связи немецких войск, уничтожать штабы, выводить из строя живую силу и боевую технику, осуществлять в интересах наступавших фронтов разведку, захватывать и удерживать выгодные рубежи и плацдармы на реках до подхода соединений и частей Красной армии, срывать вывоз населения и материальных ценностей в Германию. Выполняя эту задачу, только 20 июня партизанские отряды взорвали более 40 тыс. рельсов, а за последующие 9 суток — еще 20 тыс. В то время когда командование группы армий «Центр» остро нуждалось в переброске резервов к участкам прорыва советских войск, движение на железных дорогах противника оказалось парализованным. Причем только с 26 по 29 июня партизаны пустили под откос 147 вражеских эшелонов. В операции участвовали партизанские бригады Полоцко-Лепельской партизанской зоны.
К вечеру 26 июня окруженная группировка была уничтожена, а город Витебск освобожден. В честь этого события в Москве был дан салют из 20 залпов 224 орудий.
В результате операции войска 3-го Белорусского фронта прорвали оборону противника на 115 км в глубину и расширили его до 150 км по фронту, освободив 1674 населенных пункта.
В ходе боёв окружены и уничтожены 246-я и 206-я пехотные, 4-я и 6-я авиаполевые дивизии, разгромлены 299, 14, 95, 197-я пехотные дивизии, нанесены крупные потери 256-й и 260-й пехотным, а также 286-й охранной дивизиям.
Потери фронта с 23 июня до конца месяца составили 51 526 человек, из них 11 014 человек убитыми, а также 318 танков, 59 орудий и минометов, 113 самолетов.
В результате Витебско-Оршанской операции было разгромлено левое крыло группы армий «Центр», советские войска продвинулись на 80-150 км и создались благоприятные условия для дальнейшего наступления на минском и вильнюсском направлениях.
Прорыв под Оршей в сочетании с аналогичным прорывом на юге в параллельной Бобруйской наступательной операции привел к запланированному окружению основной части немецкой четвертой армии в следующей Минской наступательной операции.
За прорыв Витебского укрепрайона и освобождение Витебска в соответствии с приказами ВГК от 2 и 10 июля 1944 года наименование «Витебских» получили 62 соединения и части 39-й, 43-й и 1-й воздушной армий 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов.
230 военнослужащих были удостоены звания Героя Советского Союза.
Взято с сайтов: file:///F:/1/Вит-Орш%20операция
https://mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=11960854%40cmsArticle