Централизованная библиотечная система города Витебска

Проекты

кнопка почетные граждане 1

кнопка нв сайт гордость и слава витебска

ги5

ВМ
сценарии 1

наши издания

Храмы Витебска

Наши партнеры

logo

 

КнопкаГодКачества

фпб кнопка

кнопка профдоход

 

1_витьбичи.png

work work work work 001271 4e2e1fe59592de8f87696061fb03ac39 Телеграм

 

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика

част коллекцииВ историческом центре  Витебска (по адресу пр-т Фрунзе, 13) находится Музей истории частного коллекционирования. Здание, в котором расположен музей, является памятником промышленной архитектуры конца XIX века. Оно построено в 1897–1898 гг. В этом здании с 1898 по 1931 гг. размещалась первая электростанция Витебска.

А началось все в 1896 году, когда был заключен договор между городской управой и французским гражданином Фернаном Гильоном об устройстве в Витебске электрической железной дороги (трамвая).

Гильон на собственные средства должен был построить линии, предоставить вагоны, а также обеспечить необходимую инфраструктуру. Для пуска электрического трамвая была необходима электростанция, которой в городе не было.

 

20 мая 1897 года городская управа дала разрешение на постройку первой в городе электростанции. Место для нее было выбрано в начале Задуновской улицы (ныне - проспект Фрунзе). Строительством электростанции руководил инженер И.Розенталь. Центральная электрическая станция представляла собой каменное здание в один этаж, крытое железной крышей, состоящее из двух отделений. Стены выложены из красного кирпича, фасады отделаны пилястрами и карнизной кладкой, горизонтальными поясками в основании фронтонов, выделенные лучковые перемычки проемов украшены замком.

  

В одной части здания размером 22,2×9,9 м и общей площадью около 220 м2 располагался машинный зал. Во второй части здания размером 11,2×13,6 м, где находились паровые котлы, фасад с восточной стороны выделен пилястрами. Толщина наружных стен от 700 до 763 мм.

Здание располагало обширными подвальными помещениями технологического назначения. Для удаления продуктов сгорания топлива и улучшения тяги к западной части здания в 1,5 м от него была выложена из красного кирпича труба размером 4,6×4,5 м и высотой около 43,6 м.

 

Электростанция имела самое совершенное по тем временам оборудование. Энергетическая установка состояла из трубчатых паровых котлов системы Babcock & Wilcox, которые отапливались нефтью или дровами, трех паровых двухцилиндровых машин «Компаунд» и трех динамо-машин постоянного тока Schuckert общей мощностью 425 кВт (напряжением 500-600 вольт). Принадлежала электростанция Бельгийскому акционерному обществу "Витебский трамвай".

 

Электростанция снабжала электроэнергией не только трамвай, но и ряд других городских объектов. 14 октября 1898 года был заключен договор на освещение городского театра. Театр освещался в течение четырех часов во время представления и для приезда и разъезда публики. В сентябре 1899 года было заключено соглашение на освещение города. По нему "Витебский трамвай" установил в городе сто дуговых фонарей мощностью 9 ампер каждый. Город обязывался платить акционерному обществу за освещение 16 тыс. рублей в год. В начале 1910-х годов мощность электростанции была доведена до 600 кВт.

 

К 1915 году услугами электростанции пользовались следующие учреждения: губернаторский дворец, канцелярия губернатора, губернское правление, штаб Двинского военного округа, типография, окружной суд, гостиница, лазарет и др.

 

После Октябрьской революции акционерное общество "Витебский трамвай" прекратило свое существование, а в 1918 году предприятие было национализировано. В 1922 году центральную электростанцию передали из Губкоммунотдела в управление "Водосвет". К 1923 году на центральной электростанции был произведен капитальный ремонт оборудования, введен в эксплуатацию новый запасной дизель, заготовлено топливо. После некоторого перерыва она продолжала давать электроэнергию для трамвая и нужд города. В мае 1923 года в Почетные машинисты Витебской центральной электростанции был зачислен В.И.Ленин.

С каждым годом увеличивалась потребность Витебска и его горожан в электроснабжении, поэтому в середине 1920-х годов нагрузка на электростанцию была чрезмерно велика. Ставился вопрос о строительстве новой станции переменного тока мощностью 2000 кВт. Однако осуществить это не удалось. Было решено модернизировать имеющуюся, установив дополнительный агрегат в 200 кВт, увеличивший мощность электростанции.

 

До 1930 года электростанция оставалась основным источником электроснабжения города, пока не была введена в строй БелГРЭС, построенная по плану ГОЭЛРО. Витебская электростанция перестала быть центральной, ей присвоили статус резервной.

 

К сожалению, электростанция не смогла устоять во время Великой Отечественной войны: была уничтожена труба, да и само здание оказалось в полуразрушенном состоянии. После войны здание первой электростанции восстановили, правда, уже без трубы.

 

В 2005 году на здании была установлена мемориальная доска с надписью: "В 1897 году в этом здании находилась первая электростанция мощностью 425 кВт" (автор - скульптор В.Могучий).

 

С 1988 по 2012 гг. в здании находился Литературный музей. В 2012 году было принято решение о переносе Музея истории частного коллекционирования в исторический центр города, в здание первой электростанции. Музей истории частного коллекционирования – преемник Музея частных коллекций, который был создан в 1993 году на основе собрания одного из крупнейших белорусских коллекционеров Ивана Галькевича. С момента создания музей находился в старинном особняке на улице Доватора, 26.
     

В сентябре 2016 года Музей истории частного коллекционирования разместился в здании первой городской электростанции. В музее представлены наиболее интересные и значимые предметы из собраний выдающихся коллекционеров Витебска XIX–XX вв. Всего экспонируется около 1700 подлинников: оружие и фарфор, скульптура и дворянская вышивка, награды, монеты стран мира, курительные трубки и многое другое.

Постоянная экспозиция Музея истории частного коллекционирования разделена на четыре тематических блока. Первый блок экспозиции посвящен краеведам, историкам и собирателям старины, которые внесли свой вклад в сохранение исторического наследия нашего края. Это такие известные личности как А.П.Сапунов, А.М.Сементовский, К.К.Бергнер и др. Второй тематический блок посвящен собранию В.П.Федоровича (1848–1911). Здесь представлены курительные трубки, табакерки, оружие, документы, археологические находки, настенные медальоны из его собрания. Особый интерес вызывает масонская коллекция Федоровича. Третий блок посвящен коллекции А.Р.Бродовского (1859–1928). В витринах музея представлены камеи и инталии, предметы миниатюрной пластики, фарфор, часы, вышивка и многое другое. В основе четвертого блока – коллекция И.Д.Галькевича (1898–1976). Это великолепная подборка памятных медалей, наград, жетонов и монет.

 

Литература:

Забелло, Л. История Витебского трамвая / Л. А. Забелло. - Витебск: Витебская типография, 1998. - 128 с.
   

Музей гісторыі прыватнага калекцыянавання. – Мінск : Рыфтур, друк 2018. – [14] с.
   

Павлючков, В. Витебский трамвай: люди, события, факты / Василий Павлючков. – Минск: Национальная библиотека Беларуси, 2014. – 559 с.

 

Будкевич, М. Музей поменял прописку / Мария Будкевич // Витьбичи. – 2016. – 8 сент. – С. 2, VI.

 

Віцебская электрастанцыя // Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. / рэдкал.: Г. П. Пашкоў [і інш.]. - Мінск, 1997. - Т. 4. - С. 226.

Віцебская электрастанцыя // Беларусь: энцыкл. дав. / рэдкал.: Б. І. Сачанка [і інш.]. - Мінск, 1995. – С. 172.

 

Дашкевич, В. Энергия витебской земли / Виктория Дашкевич // Беларускі час. – 2023. – 20 студз. (№3). – С. 12-13.
   

Музей прыватных калекцый // Памяць: гіст.-дак. хроніка Віцебска: у 2 кн. / рэдкал.: Г.П. Пашкоў [і інш.]; склад. А.І. Мацяюн. - Мінск, 2003. - Кн. 2. - С. 647.
   

Пастернак, Т. Раритеты в витринах / Татьяна Пастернак // Витебские вести. – 2016. – 8 сент. – С. 2.
   

Подлипский, А. В честь первой городской электростанции / Аркадий Подлипский // Доски, берегущие память: справ. / Аркадий Подлипский, Вера Рогач. - Витебск, 2006. - С. 6.
   

Подлипский, А. Станция трамвая / Аркадий Подлипский // Настоящие прогулки со старой картой / Аркадий Подлипский. – Витебск, 2021. – С. 134-135.
   

Хмельницкая, Л. Первая электростанция / Людмила Хмельницкая // Витебск. За один день: путеводитель / Людмила Хмельницкая. – Витебск, 2013. – С. 45-46.
     

Хруцкая, Н. Мир подлинного предмета / Наталья Хруцкая // Витьбичи. – 2010. – 19 окт. – С. 11.

gerb   flag

Вход на сайт

Переключение языков

  • Русский язык
  • Беларуская мова

.jpg

Социальные группы

VK
FB

ПЦПИ

Льготы 1

uni.png

vit.png