Центром композиции Привокзальной площади Витебска является здание железнодорожного вокзала. Здание вокзала вместе с архитектурным ансамблем улицы Кирова и Привокзальной площадью включено в «Государственный список историко-культурных ценностей Витебска».
Железнодорожным узлом Витебск стал в 1866 году. Произошло это при строительстве железной дороги Рига – Орел. Эта магистраль связывала центральные районы России с портами на Балтийском море – Ригой и Либавой. Строительство осуществлялось в несколько этапов. Первый (из Риги до Динабурга-Двинска) был осуществлен в 1858-1861 годах. В 1863 году построили железнодорожный путь от Двинска до Полоцка. Еще через три года железная дорога появилась в Витебске.
Первый витебский вокзал был возведен в том же 1866 году. Он представлял собой трехэтажное здание с крытым пешеходным переходом на пассажирские платформы. Ремесленный Витебск, который имел небольшие промышленные предприятия, с вводом железной дороги получил мощный толчок к развитию. В городе появились крупные промышленные предприятия, такие как пивоваренный завод, табачная, льнопрядильная, бумажно-картонная фабрики, чугунно-литейные мастерские, и как следствие этого — выросло население города, увеличились перевозки пассажиров и грузов.
Со временем витебский вокзал стал мал для бурно развивающего города. В 1912 году он был расширен за счет пристройки одноэтажного здания к основному трехэтажному зданию вокзала. На нижнем этаже вокзала размещались залы ожидания, телеграф и почтовое отделение. На верхних этажах – служебные кабинеты и жилые помещения. На вокзале имелся буфет, и даже туалет для дам.
В таком виде вокзал просуществовал до 1941 года. Внезапное нападение фашистской Германии на СССР потребовало от железнодорожников мобилизации всех сил для обеспечения эвакуации в тыл населения города и промышленных предприятий. До последней минуты под артиллерийским обстрелом отправляли из Витебска эшелоны в сторону Смоленска. В годы Великой Отечественной войны вокзал станции Витебск был полностью разрушен.
После окончания войны встал вопрос о строительстве нового вокзала. В 1952 году на месте разрушенного здания по проекту известного советского архитектора Бориса Сергеевича Мезенцева было построено новое двухэтажное здание вокзала - образец советской архитектуры 1950-х годов. Внешне оно напоминает дореволюционный вокзал.
Вытянутое в плане здание расположено вдоль железнодорожных путей. Состоит из трех объемов: центрального и 2-х боковых. Главный фасад центрального корпуса выделен тремя широкими оконными арочными проемами, декорирован небольшими колоннами коринфского ордера, лепными прямоугольными нишами, барельефами. Посередине главного фасада установлены часы. В интерьере вокзала использованы мрамор, лепные детали, розетки в кессонах потолка, массивные люстры. В здании вокзала располагались билетные кассы, буфет, телеграф, в боковых крыльях — служебные помещения и залы ожидания.
В левой части Привокзальной площади, в 1960-х годах, был заложен сквер. В центре площади устроен цветник, посажено несколько елей.
Новый облик вокзал и Привокзальная площадь приобрели в результате реконструкции 2007-2011 годов. Обновлена внутренняя и внешняя отделка здания, смонтированы два лифта с панорамными кабинами, проведена полная реконструкция центральной части вокзала, кассового зала, переходного моста, посадочных платформ, привокзальной территории, построены навесы над платформами. В конце 2011 года на переходном мосту установлены подъёмники для инвалидов.
В центральной части вокзала - 7 билетных касс дальнего следования и справочное бюро. На первом этаже также находятся магазины, киоски, кафе, камеры хранения, медпункт, помещение для сотрудников транспортной милиции. На втором этаже - два зала ожидания, аптека, банк, салон связи. Справа от главного здания вокзала построено современное здание пригородных касс, в котором также разместились отделение «Беларусбанка», кафе и парикмахерская.
На Привокзальной площади в центре установлен фонтан, асфальтовое покрытие заменено на тротуарную плитку двух цветов, созданы газоны и цветники, уменьшен размер автостоянки, изменено расположение остановок общественного транспорта.
На первой платформе железнодорожного вокзала установлена одна из примечательных скульптур Витебска – "Встречающие" (скульпторы А.Н.Торосян и А.Н.Гвоздиков). Элегантная дама с цветком в руке и мужчина в годах, нетерпеливо посматривающий на карманные часы, ожидают гостей. Скульптура "Встречающие" по своей сути символична. Ведь неспроста ее установили на первой платформе: именно сюда прибывает фирменный поезд Витебска под названием "Славянский базар".
На фасаде здания вокзала есть несколько мемориальных досок. Одна из них - в честь выступления Михаила Калинина в Витебске на митинге железнодорожников, вторая – в честь водружения на здании вокзала Красного Знамени во время освобождения Витебска от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году.
В 2011 году железнодорожный вокзал Витебска занял первое место на республиканском смотре санитарного состояния и благоустройства железнодорожных вокзалов.
На сегодняшний день железнодорожный вокзал обслуживает поезда дальнего следования и пригородные дизель-поезда. Здесь установлена современная система видеонаблюдения, работают платежно-справочные терминалы самообслуживания, при помощи которых можно приобрести билеты на поезда региональных линий эконом-класса.
Литература:
Веретина, И. Вокзал принимает поздравления / Ирина Веретина // Витьбичи. – 2010. – 31 июля. – С. 1.
Дроздова, Н. Вокзал мечты / Наталья Дроздова // Витьбичи. – 2004. – 10 февр. – С. 3.
Дроздова, Н. Единый комплекс: вокзал, площадь, улица Кирова / Наталья Дроздова // Витьбичи. – 2009. – 5 дек. – С. 1.
Железнодорожный вокзал // Витебск : энцикл. справ. / редкол.: И. П. Шамякин [и др.]. – Минск, 1988. – С. 175.
Князева, Е. Витебский вокзал, который дарит чувство дома / Екатерина Князева // Народнае слова. – 2012. – 17 ліп. – С. 2.
Конохов, Д. Наш вокзал – лучший / Дмитрий Конохов // Витьбичи. – 2013. – 8 авг. – С. 2.
Лукьянова, Н. Ворота города / Н. Лукьянова // Народнае слова. – 2001. – 4 жн. – С. 3.
Подлипский, А. Вокзал / Аркадий Подлипский // Настоящие прогулки со старой картой / Аркадий Подлипский. – Витебск, 2021. – С. 196-203.
Хмельницкая, Л. Поезд, уносящий мечты... / Людмила Хмельницкая // Прогулки со старой картой: очерк истории Витебска начала ХХ века / Людмила Хмельницкая. – Витебск, 2012. – С. 18-23.
Якаўлеў, Г. Я. Віцебская чыгунка / Г. Я. Якаўлеў // Памяць: гіст.-дакум. хроніка Віцебска: у 2 кн. / рэдкал.: Г. П. Пашкоў [і інш.]; склад. А.І. Мацяюн. - Мінск, 2002. - Кн. 1. – С. 148-150.
История вокзала // rw. by. - Режим доступа: https://history.rw.by/vokzaly/vokzal_vitebska/. - Дата доступа: 28.04.2023.