Централизованная библиотечная система города Витебска

Проекты

кнопка почетные граждане 1

кнопка нв сайт гордость и слава витебска

ги5

ВМ
сценарии 1

наши издания

Храмы Витебска

Наши партнеры

logo

 

КнопкаГодКачества

фпб кнопка

кнопка профдоход

 

1_витьбичи.png

work work work work 001271 4e2e1fe59592de8f87696061fb03ac39 Телеграм

 

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика

Легенду о роднике, что бьет в Щекотовском лесу под Гомелем, Федор Котченко впервые услышал уже после войны. Кто однажды напьется из него воды, гласит легенда, тот будет жить столько, сколько будет бить сам родник. Котченко вдруг вспомнил, что пил эту воду в августе 1941-го, в свой первый партизанский день, и невольно улыбнулся: похоже, она и в самом деле волшебная, раз он живой.


 

Котченко

Фёдор Петрович Котченко — Герой Советского Союза, член Гомельского подпольного горкома комсомола, комиссар молодёжной диверсионной подрывной группы в партизанском движении в Белоруссии.

Родился 15 мая 1918 года в деревне Смаково Суражского района Витебской области в семье крестьянина. По национальности — белорус. Получил 7-летнее образование. В автобиографии, которая хранится в фондах музея, Федор Петрович, описывая свое детство, среди занятий и увлечений наряду с играми, рыбной ловлей, помощью по хозяйству особенно выделяет любовь к чтению и машинам: «Любил читать книги о путешествиях, животном мире, героях гражданской войны. Очень любил машины, сооружал деревянные велосипеды, пароходы или бумажные самолеты». Интерес к машинам впоследствии скажется на профессиональной деятельности Федора Петровича.

До войны работал шофёром в Толочинском леспромхозе Витебской области, а затем шофёром-испытателем на Гомельском авторемонтном заводе.

 

В октябре 1938 года Ф. Котченко был призван на службу в Красную Армию. Службу проходил в Новгороде. В 1940 году по демобилизации вернулся на Гомельский авторемонтный завод. Накануне Великой Отечественной войны работал шофером-испытателем автомашин. С началом войны Фёдор Котченко пытался попасть на фронт, но его как лучшего шофера-испытателя оставили на заводе: «...работал с каким-то неистовством, не считаясь с усталостью, потеряв счет ночам и дням. Готов был сутками не вылезать из кабины». Также под его руководством проходили обучение студенты Гомельского автомобильного техникума: «В те напряженные дни я как никогда был требователен к своим практикантам... Никому и, в первую очередь, себе я не прощал ни малейшей ошибки, я не желал слушать жалобы на трудность и усталость».

 

В августе 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, Фёдор Петрович был зачислен в Гомельский партизанский отряд «Большевик», который был образован ещё до занятия немецкими войсками города Гомеля. 5 суток возил на машине военные и продовольственные грузы в урочище Кринички, где создавалась партизанская база. 15 августа 1941 года Котченко вывез на автобусе в лес ядро отряда «Большевик», в том числе командира отряда И.С.Федосеенко и комиссара — секретаря Гомельского горкома партии Е.И.Барыкина.

Большевик

Вечером 20 августа 1941 года партизаны отряда «Большевик» провели первую боевую операцию — засаду на Черниговском шоссе. В ходе операции была уничтожена колонна автомашин. Котченко бутылками с горючей смесью поджёг 3 автомашины, а также уничтожил около 20 немецких солдат.

 

Как же тяжело пришлось в чечерских лесах маленькому, человек тридцать, отряду «Большевик» в первую военную зиму! В холода – этого Котченко не может забыть – вступили почти раздетые: запасы теплой одежды, припрятанные с лета в лесах под Гомелем, оказались разграбленными. Как раз той зимой отряд чуть было не погиб весь. В самую последнюю минуту беду отвел партизанский связной – староста из деревни Полесье. Вьюжной ночью он отыскал в лесах занесенную снегом землянку и сообщил о назначенной немцами на утро операции по уничтожению партизан. Перед рассветом партизаны развели следы в разные стороны, испещрили лес свежими тропами, запутали все ходы-выходы и ушли на новое место в пяти километрах от прежнего. О том, что стало с их укрытием, они узнали спустя несколько дней, когда командир под всеобщий хохот читал вслух раздобытую разведкой немецкую газетенку с большим, на всю первую страницу фоторепортажем «о разгроме» партизан. Когда же эта газетенка пошла по рукам и ребята увидели снимок развороченной взрывами своей землянки, смех сразу стих и воцарилась тягостная тишина. «Что сталось бы с нами, – так, наверное, подумал каждый, – не уйди мы в последний момент с места стоянки?»

 

Как он выжил, не мог себе этого объяснить, но даже после войны долго еще не мог в это поверить. Котченко был твердо уверен, что будет убит. Не потому, что какое-то там предчувствие не покидало его, – нет, а потому, что лучших шансов для себя на войне он просто придумать не мог: все время находился на партизанской передовой и каждый день смотрел смерти в глаза.

 

В начале 1942 года Котченко, освоив профессию минёра, вошёл в первую подрывную группу, состоящую из 5 человек. Заняться подрывным делом Фёдора подтолкнуло выступление командира отряда И.С. Федосеенко, в котором «суровый Федос» (так любя называли партизаны своего командира) указал на важность и необходимость работы подрывников. Вместе со своим другом Александром Исаченко ВРЕМЯ МУЖЕСТВА они по собственной инициативе освоили профессию минера и продемонстрировали свои навыки командиру: «Командир был удивлен нашей ловкостью и умением и немедленно предложил подобрать диверсионную группу из 5 человек».

В конце июня 1942 года группа, которую возглавлял Александр Исаченко, провела свою первую самостоятельную диверсию на железной дороге Гомель — Речица. Непосредственную установку мин осуществляли А.Исаченко и Ф.Котченко. Патрулей на тот момент не было. Ночь была лунной, и товарищи видели все, что было вокруг них. Вручную выкопали ямку, и в момент установки взрывателя у Федора от волнения чуть не выскочила чека взрывателя. Но все обошлось благополучно – мина была установлена и тщательно замаскирована. Взрыв произошел под утро. Был уничтожен паровоз и 12 вагонов. Оставалась еще одна мина, и с наступлением темноты группа возобновила свой поход, но добраться до леса к утру не успела. День пришлось переждать, спрятавшись в поле ржи под палящим солнцем. И никак нельзя им было в тот день сдвинуться с этого пекла: совсем рядом носились по проселкам немцы на мотоциклах и постоянно слышался лай овчарок на постах дорожной охраны. За ночь партизаны добрались до другого участка железной дороги Гомель–Жлобин и к утру мина была установлена. Второй взрыв уничтожил паровоз и 9 вагонов.

 

7 октября 1942 года при выплавке тола из неразорвавшихся снарядов, которые остались после боёв в 1941 году, погиб командир группы Исаченко, которому в дальнейшем было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. После его гибели группой начал командовать Фёдор Котченко, хотя долго не мог свыкнуться с мыслью, что Саши уже нет в живых. Слишком много в нем было жизни – перед такими обычно отступает даже сама смерть. Потом он отыскал в лесу неподалеку от станции Уза то самое место, где произошел взрыв, – его взору открылась огромная воронка с почернелыми стволами берез вокруг. Стоя над этой воронкой, уже оплывшей от осенних дождей, Котченко корил себя за то, что тогда, на Березовой Гряде, не подарил Саше – по-дружески – вторую мину, что если бы он так сделал, то Саша не стал бы возиться со снарядами. И вообще все как-то нелепо вышло с той самой дележкой на болоте. Казалось бы, делили мины, а получилось, что бросали жребий: кому – жить, кому...

 

В дальнейшем группа Котченко выросла в комсомольско-молодёжный диверсионный отряд. Воевал теперь он как бы за двоих сразу: за себя и за Сашу Исаченко. В скольких переделках перебывал, в каких только безнадежных ситуациях ни оказывался, но всякий раз выходил из схватки со смертью победителем.

В начале января 1943 года диверсионная группа участвовала в операции по уничтожению полицейского гарнизона в деревне Великий Бор. Когда из деревни были выбиты полицейские, она была блокирована карателями. Тогда Фёдор Котченко с группой установил мины на пути движения карательного отряда, и этим сорвал его продвижение. Понимая, что каратели не оставят своих попыток, он еще дважды менял место установки мин, при этом переустанавливал неразорвавшиеся снаряды на новое место.

 

Летом 1943 года Котченко участвовал в «Рельсовой войне». На перегоне Буда-Кошелево подрывники отряда пустили под откос немецкий бронепоезд. Сколько раз выводил Фёдор Петрович группу на «железку», чтобы свести счеты с немецким бронепоездом, державшим под контролем лесной участок дороги, но возвращался ни с чем. Подступы к дороге со стороны леса сильно охранялись, постоянно находились под прицелом пулеметов. Решили тогда «взять» бронепоезд прямо с поля, где немцы меньше всего ждали партизан и где партизаны рисковали куда в большей, чем в лесу, мере. Там, в лесу, хоть можно было укрыться от пуль за деревьями – здесь же, в поле, ты весь на виду, живая цель, открытая всем пулям.

Вражеские эшелоны Котченко наловчился брать с ходу – выползал с зарядом к полотну буквально перед паровозом, не оставляя машинисту возможности успеть затормозить. Себе же шанс уцелеть, если это вообще можно было считать шансом, он оставлял самый минимальный: как далеко смогут его унести ноги от места взрыва. Метнулся стрелой к рельсам, приладил заряд, скатился кубарем под откос, подхватился – и через поле бросился к спасительному дубнячку, где затаилась группа.

Взрыв получился что надо: бронепоезд всей своей бронированной мощью распластался на путях и на целый день закрыл собой движение на участке. Только к полуночи немцам кое-как удалось поставить его на рельсы и отбуксировать в Жлобин. Больше тот бронепоезд на этом участке не появлялся.

 

Когда в ноябре 1943 года Гомельское партизанское соединение соединилось с частями Красной армии, командование выдало Котченко боевую характеристику. В ней было указано, что: «Тов. Котченко является одним из новаторов диверсионной работы в Гомельской области, первым вышел на диверсионную работу. Ф.Котченко, будучи старшим диверсионной группы в количестве 5 человек, пустил под откос 10 вражеских эшелонов, 1 бронепоезд. В результате крушения разбито 11 паровозов, 105 вагонов, из коих 36 вагонов с живой силой; 69 – с техникой, продовольствием, боеприпасами, снаряжением, убито более 500 немцев. Уничтожено 2 боевые площадки бронепоезда с 4-мя орудиями. На минах, поставленных Котченко, подорвано 12 немцев.
     Фёдор Петрович Котченко участвовал в разгроме немецких и полицейских гарнизонов в населённых пунктах Боровики, Лоев, Хойники, Узнаш, Вьюнище, также в боях во время блокировки немцами партизанских отрядов. Когда в отряде ощущался острый недостаток в взрывчатке, товарищ Котченко, рискуя жизнью, выплавил со снарядов и доставил более 100 кг тола».

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза белорусским партизанам» от 1 января 1944 года за «образцовое выполнение правительственных заданий в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в тылу противника и проявленные при этом отвагу и геройство и за особые заслуги в развитии партизанского движения в Белоруссии» Фёдор Петрович Котченко удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2229). Также он был награждён орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени, медалями.

После войны перешёл на хозяйственную работу. Член КПСС с 1945 года. Жил и работал в Гомеле.

 

Маленький, точно игрушечный, срубик, маленькое ведерко при нем – сколько после войны выпито воды из Партизанской кринички, а она не иссякает. Правильно все-таки говорят: родники тем и вечны на земле, что отдают свою воду людям.

Верить той легенде о волшебной силе воды или не верить – суть, наверное, вовсе не в этом, суть скорее в том, что у каждого из нас есть на земле такой родник, в котором – чиста и светла – бьет вечным ключом вода Родины.

gerb   flag

Вход на сайт

Переключение языков

  • Русский язык
  • Беларуская мова

.jpg

Социальные группы

VK
FB

ПЦПИ

Льготы 1

uni.png

vit.png