Централизованная библиотечная система города Витебска

Проекты

кнопка почетные граждане 1

кнопка нв сайт гордость и слава витебска

ги5

ВМ
сценарии 1

наши издания

Храмы Витебска

Наши партнеры

logo

 

КнопкаГодКачества

фпб кнопка

кнопка профдоход

 

1_витьбичи.png

work work work work 001271 4e2e1fe59592de8f87696061fb03ac39 Телеграм

 

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика

В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии, наравне с мужчинами, сражалось около 600 000 женщин! Свыше 90 были удостоены звания Героя Советского Союза, более 100 000 награждены орденами и медалями. 8 октября 1941 года приказом народного комиссара обороны в составе Красной Армии появились сразу три женских боевых части – авиаполки. Женщины-летчицы воевали до самой Победы, не уступая в доблести и умению своим коллегам-мужчинам.

лётчицыИнициатором создания этих авиачастей стала прославленная летчица, Герой Советского Союза майор Марина Раскова. К началу войны тысячи женщин осаждали военкоматы, требуя наравне с мужчинами призвать их на фронт — медиками, связистками, стрелками, снайперами. Не стали исключением и девушки, которые занимались в аэроклубах или, как Раскова, были опытными летчицами. Но руководство РККА к женщинам в действующей армии относилось настороженно и в итоге, Марине Расковой пришлось обратиться на самый верх, к самому Сталину, с которым она была лично знакома. Советская авиация несла тяжелые потери, немцы рвались к Москве и Сталин здраво рассудил, что несколько сот летчиков, пусть и не мужчин, лишними на фронте не будут. В итоге, разрешение было получено, и 29-летняя Раскова приступила к формированию сразу трех частей.

 

В городе Энгельс создавался истребительный полк, на вооружении которого состояли самолеты Як-1. Там же рождался и ночной легкобомбардировочный полк, где личному составу предстояло летать на биплане По-2, он же У-2, он же "кукурузник". В городе Каменка формировался обычный бомбардировочный полк, на вооружении которого вместо планировавшихся Су-2, поступили Пе-2. Сложность заключалась в том, что большинство девушек видели себя исключительно в истребительной авиации, тогда как требовалось укомплектовать еще и бомбардировочные формирования. И если летчиц хватило, то штурманов и стрелков-радистов было слишком мало. Не говоря о специалистах наземно-технического состава: механиках, вооруженцах, прибористах. Их всех Раскова хотела набрать из представительниц прекрасного пола.

 

Полностью женским стал лишь 588-й НОЧНОЙ ЛЕГКОБОМБАРДИРОВОЧНЫЙ ПОЛК. Это объяснялось, в частности, тем, что обучить девушек-техников обслуживать По-2 было быстрее и проще, чем Як-1 или Пе-2. Да и сам маленький самолет был куда проще и надежнее в управлении, чем его большие собратья. На нем почти невозможно было попасть в штопор, он мог приземляться и взлетать с минимально подготовленных площадок. Его было трудно сбить, поскольку из-за своих 150 километров в час пилоты двухместных бипланов, как правило, летали на уровне верхушек деревьев, где были трудноразличимы и трудны для атак со стороны вражеских истребителей. Командиром полка была назначена 28-летняя Евдокия Бершанская - опытный пилот-инструктор. Она руководила этой авиачастью, которую до конца войны шутливо называли "Дунькин полк". Вначале начальником штаба стала нелегальная разведчица и диверсант Мария Фортус, впоследствии назначенная замом Дмитрия Медведева - известного партизанского командира и Героя Советского Союза. Затем на должности начштаба полка ее сменила Ирина Ракобольская, после войны ставшая известным ученым-физиком.042020 3

Ночной легкобомбардировочный полк первым среди частей Расковой принял боевое крещение — 12 июня 1941 года. В районе западного междуречья нижних течений Дона и Волги разворачивались ожесточенные бои. Немцы рвались к Воронежу и Сталинграду. Их требовалось остановить любыми способами. Отважные девушки, большинству из которых было от 17 до 22 лет, на маленьком деревянном самолетике, без оружия (пулеметами бипланы оснастили только к 1944-му году), радиосвязи, парашютов, творили чудеса. Этот самолет - Поликарпов ПО-2, двухместный, с открытой кабиной - был сделан из фанеры с натянутым брезентом. Он не давал никакой защиты от стихии, и ночью пилотам приходилось  терпеть минусовые температуры, ледяной ветер и риск обморожения. В суровые зимы одно лишь прикосновение к обледеневшему самолету несло в себе риск. Кроме того, самолеты были настолько малы, что могли нести сразу  только две бомбы. В течение ночи "ночные ведьмы" должны были выполнить несколько полётов - восемь в среднем. Надежда Попова - легендарный командир отряда, совершившая 852 полета, однажды успешно выполнила 18 вылетов за одну ночь.

Эти самолеты имели значительные недостатки, поскольку были медленными, легко воспламенялись и имели нулевую броню. Однако,  они имели несколько практических преимуществ. Одним из существенных преимуществ было то, что из-за примитивной конструкции самолета, "ночных ведьм" было трудно обнаружить на радаре.  Когда пилот приближался к своей цели,  он выключал двигатель и скользил к намеченной цели. 

042020  1

То, как пилоты использовали свою технику скольжения, напоминало немецким солдатам метлу ведьмы, поэтому они называли тайных нападавших "ночными ведьмами".  588-й полк услышал об этом прозвище и принял его как знак гордости. Немцы были настолько поражены  мастерством "ночных ведьм", что распустили слухи о том, что советское правительство усиливает зрение женщин экспериментальной медициной, чтобы дать им что-то вроде кошачьего ночного видения. Немецкое командование приняло решение автоматически выдавать престижную медаль Железного Креста любому, кто смог сбить одну из "ночных ведьм". 

Осознавая свои технические недостатки, "ночные ведьмы" летали только глубокой ночью. И они всегда летали группами по трое: два самолета выступали в роли приманки, притягивая прожекторы и выстрелы. Затем эти самолеты разлетались в противоположные стороны и  крутились, чтобы избежать попадания зенитных орудий. Третий  летел в темноте, чтобы направиться к цели и сбросить бомбы. Этот манёвр  продолжался до тех пор, пока каждый из трех самолетов не сбрасывал все свои бомбы. Самолёт мог взять на борт около 300 кг бомб.  Многие девушки отказывались брать с собой парашюты и пулеметы для отражения атаки, предпочитая пару лишних бомб. Девушки делали за ночь по 8-9 вылетов, а зимой, когда ночи становились длиннее, до 18 вылетов. Многих «ведьм» после такой ночи уносили прямо из кабин в казарму на руках.

Каждую ночь во вражеский тыл, стрекоча моторами, направлялись тихоходные По-2, штурманы которых точно и по-женски аккуратно сбрасывали на голову врага смертоносный груз.  В итоге, суммарное количество сброшенных бомб было сопоставимо с нагрузкой обычного бомбардировщика. На счету летчиц и штурманов полка к концу войны были сотни боевых вылетов, а командир звена  Герой Советского Союза старший лейтенант Ирина Себрова совершила 1004 боевых вылетов.  Оценило успехи летчиц и командование. В феврале 1943 года 588-й стал 46-м гвардейским полком ночных бомбардировщиков — первым в своей авиадивизии, где большинство пилотов составляли мужчины. Женщины 588-го ночного бомбардировочного полка советских ВВС, более известного как "ночные ведьмы", не имели ни радаров, ни пулеметов, ни радиоприемников, ни парашютов. Все, что у них было на борту - это карта, компас, линейки, секундомеры, фонарики и карандаши.

 

Тем не менее, они успешно завершили 30 000 бомбардировок и сбросили более 23 000 тонн боеприпасов на наступающие немецкие армии в течение четырех лет во время Второй мировой войны. В 1942-1943 годах женский полк принял активное участие в битве за Кавказ, а затем, с ноября 1943-го по май 1944-го года переключился на поддержку морских десантов в Крым. Экипажи женских По-2 не только бомбили немецкие войска, но и точечно сбрасывали морякам необходимый груз в виде продовольствия и боеприпасов. Многие выжившие морские пехотинцы Эльтигенского десанта потом вспоминали, как звонкий девичий голос в ночном небе "Эй, полундра, держи патроны и бей немцев!" придавал им дополнительные силы, напоминая о том, что они сражаются с врагом не одни. После освобождения Крыма летом 1944 года полк был переброшен в БЕЛАРУСЬ, где разворачивалась грандиозная операция "Багратион" по разгрому группы армий "Центр". Закончили войну девушки в Германии весной 1945 года.

 

Во время войны "ночные ведьмы" потеряли 32 летчика. Самой трагичной в их истории считается ночь на 1 августа 1943 года. Немцы, решившие дать отпор бесстрашным советским девушкам, сформировали-таки собственную группу ночных истребителей. Для летчиц подобное стало полной неожиданностью. В тут ночь были потеряны 4 самолета, на борту которых находились 8 девушек: Анна Высоцкая, Галина Докутович, Евгения Крутова, Елена Саликова, Валентина Полунина, Глафира Каширина, Софья Рогова и Евгения Сухорукова.

 

Но тяжело приходилось не только летчицам и штурманам, но и техническому персоналу. Они не только латали дыры в самолетах после ночных вылетов, но и крепили к крыльям самолетов тяжеленные бомбы. И хорошо, если целью налета была живая сила противника – осколочные бомбы весили по 25 килограммов каждая и были самыми легкими. Гораздо труднее было крепить бомбы весом в 100 килограммов для удара по наземным стратегическим объектам. Как вспоминала мастер по вооружению Татьяна Щербина, хрупкие девушки вдвоем подымали тяжелые снаряды, которые нередко падали им под ноги. Но тяжелее всего "ночным ведьмам" приходилось зимой в лютые морозы. Закрепить бомбу на крыле в рукавицах – задача практически невыполнимая, поэтому работали без них, и довольно часто на снарядах оставались кусочки кожи нежных девичьих рук.

 

За годы войны полк ни разу не выводился на переформирование и по количеству Героев Советского Союза стал одним из самых именитых в советской авиации — этого высокого звания были удостоены 23 женщины-военнослужащие.
Наталья Меклин написала свою «Молитву летчика»: «Господи, избавь нас от строевой, дай нам цель на передовой, пошли нам боевую задачу и лунную ночь в придачу... Выведи из ада в рай, дай бомбить передний край, и чтоб долго нас не мучить, ты пошли нам склад с горючим...»

 

Позднее всех попал на фронт 587-й БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ ПОЛК, командиром которого была назначена сама Марина Раскова. Во многом это было связано с тем, что материальная часть требовала большего времени на изучение и слетанность, чем у двух других частей. В итоге, к боевым действиям 587-й БАП был готов только в конце ноября 1942 года. Начало боевого пути омрачила гибель Марины Михайловны и 20 экипажей Пе-2 4 января 1943 года в авиакатастрофе при перелете полка на фронт. Спаслись лишь девушки из правого крыла, которые в условиях сильного тумана отстали от полка и совершили вынужденную посадку. Как и в случае с истребительным женским полком, вышестоящее командование пришло к выводу, что часть нуждается в крепкой мужской руке. В итоге до конца войны боевой работой 587-го БАП руководил Валентин Марков. Полку же было присвоено имя Марины Расковой в память о первом командире. Свой первый бой они провели 28 января 1943 года, поддерживая наши войска, добивающие северную группировку окруженной 6-й немецкой армии под Сталинградом.

 

Затем часть была переброшена на Кавказ, где громила "Голубую линию" врага на краснодарско-таманском направлении. Летом 1943-го расковцы сражались на Курской Дуге, затем их перебросили севернее и они участвовали в Спас-Деменской, Ельнинской и Смоленской операциях. За успехи в боях 23 сентября 1953 года 587-й БАП был переименован в 125-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой. Полк прошёл славный боевой путь от Волги до берегов Балтийского моря, участвовал в боях за Ельню, Смоленск, ВИТЕБСК, Борисов, за освобождение Беларуси, Прибалтики, и в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии. В 1944-м бомбардировщики полка участвовали в очищении от неприятеля территории Беларуси, активно содействуя наземным войскам. 10 июля 1944 года за овладение городом Борисовом, 125-й БАП удостоился наименования Борисовский. Весомый вклад внесла и гвардии капитан замкомэска Мария Долина, чей экипаж неоднократно метко бомбил вражеские войска и эшелоны. 28 июня 1944 года отважная летчица была среди тех, кто с воздуха помог советским войскам форсировать Березину и овладеть Борисовым. Долина была удостоена звания Героя Советского Союза.

 

В составе 3-го Белорусского фронта расковцы пролетели с боями сквозь Прибалтику и Восточную Пруссию, закончив войну на Курляндском полуострове и удостоившись орденов Суворова и Кутузова 3-й степени. Далеко не всем удалось дожить до Победы. Многие красавицы заживо сгорели в своих промасленных машинах на глазах у своих подруг. Безвозвратные боевые потери полка составили 23 человека и 28 самолётов.   

 

Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

За период боевой деятельности летчицы произвели 23 672 боевых вылета и сбросили на врага 2 902 980 кг бомбового груза и 26 000 ампул с горючей жидкостью. По далеко неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 жележнодорожные станции, 46 складов с боеприпасами и горючим, 12 цистерн с горючим, 1 самолет, 2 баржи, 76 автомашин, 86 огневых точек, 11 прожекторов. В стане врага было вызвано 811 пожаров, 1092 взрыва большой силы. Нашим окруженным войскам летчицы сбросили 155 мешков с боеприпасами и продовольствием. Самолеты полка находились в боевых полетах 28 676 часов.

gerb   flag

Вход на сайт

Переключение языков

  • Русский язык
  • Беларуская мова

.jpg

Социальные группы

VK
FB

ПЦПИ

Льготы 1

uni.png

vit.png