Великая Отечественная война породила массу героев. Многие из этих замечательных людей стали известными всему Советскому Союзу, но еще больше было героев неизвестных, особенно в первый, самый тяжелый период этой войны.
Про великий подвиг бойцов Брестской крепости соотечественники вообще узнали случайно, спустя много лет после окончания Великой Отечественной. Благодаря самоотверженным действиям гарнизона, крепости удалось продержаться несколько недель, в глубоком тылу врага, без запасов продовольствия, с минимальным количеством боеприпасов, под непрерывными атаками и бомбежками гитлеровцев. Но военная ценность этих усилий заключается не в этом, крепости удалось сковать значительные силы противника, которые были нужны Гитлеру на фронте.
Только по укреплениям Брестской крепости в первые пять минут войны немцами было выпущено 7000 снарядов. Оставалось лишь ворваться в крепость и взять пленных, как это бывало в других странах Европы. Не тут то было.
Немцы натолкнулись на отчаянное и ожесточенное сопротивление. Вермахт не раз поднимался в атаку и не раз бежал обратно, бросая своих раненых и убитых солдат. Немецкие упорно танки шли вперед, уничтожая всё на своем пути и тоже сдавали назад, оставляя горящие машины. Русские доблестно защищались и это было поразительно для немецких солдат и офицеров.
Один из таких очагов сопротивления и возглавил майор Гаврилов.
Майор Пётр ГАВРИЛОВ - последний (по официальным данным) защитник Брестской крепости, много лет незаслуженно подвергавшийся преследованиям и получивший Золотую Звезду Героя только через 12 лет после Победы. Это был воистину невероятный по стойкости и мужеству человек.
Пётр Михайлович Гаврилов родился 30 июня 1900 года в селе Альведино Лаишевского уезда Казанской губернии. Вырос без отца. Их семья - мама Александра Ефимовна, брат Сергей жили в полуземлянке. Матери приходилось заниматься подён¬ной работой. В 8 лет Петра отдали в школу. Но он закончил всего 4 класса - надо было кормить семью. В 14 лет Пётр уехал в Казань.
Был дворником, грузчиком, рабочим. В Гражданскую войну ушёл добровольцем в Красную армию. И почувствовал тягу к военной профессии. После Гражданской поступил на командирские курсы, служил на Северном Кавказе. Окончил Военную академию, женился. Детей у них с женой не было, они усыновили мальчика-сироту.
За несколько месяцев до начала войны Гаврилова перевели в Брестскую крепость. Начальство гарнизона считало его неудобным командиром. Дотошный, въедливый, он не давал спуска ни себе, ни другим. В беседах с бойцами комполка не раз говорил, что война не за горами, Гитлеру ничего не стоит разорвать мирный договор с СССР. Гаврилова обвинили в распространении тревожных настроений. 27 июня 1941 г. его дело должны были рассматривать на партсобрании...
Услышав первые взрывы на рассвете 22 июня, майор сразу понял: началась война. Он попрощался с женой и сыном, велел им идти в подвал. Стал собирать своих бойцов, чтобы вести их из крепости на рубеж обороны. Но у главного выхода уже шёл бой. К 9 утра немцы взяли крепость в кольцо.
Гаврилов возглавил группу бойцов из 1-го батальона своего полка и мелких разрозненных подразделений 333-го и 125-го стрелковых полков, во главе которой сражался на валу у Северных ворот Кобринского укрепления; затем возглавлял гарнизон Восточного форта, где с 24 июня сосредоточились все защитники Кобринского укрепления. Всего у Гаврилова было около 400 человек с двумя зенитными орудиями, несколькими 45-мм пушками и четырёхствольным зенитным пулемётом.
Больше месяца руководил обороной Восточного форта, взять который гитлеровцы смогли только после жестоких бомбёжек. «Гнездом сопротивления остался Восточный форт, - писал 26 июня 1941 года из Бреста немецкий штабист. - Сюда нельзя подступиться, превосходный ружейный и пулеметный огонь скашивал каждого приближающегося». Гитлеровцы знали, что «в форту около 20 командиров и 370 бойцов, женщины и дети. А душою сопротивления являются будто бы один майор и один комиссар».
29 июня немцы предъявили защитникам Восточного форта ультиматум - выдать Гаврилова и сложить оружие. Иначе сравняют форт с землёй вместе с его упорным гарнизоном. Но никто из бойцов не сдался. Начались рукопашные бои, сопротивление защитников Восточного форта было сломлено. Оставшиеся в живых оказались в плену. Немцы обшаривали казематы крепости в поисках Гаврилова.
Писатель Сергей Смирнов в своей книге «Брестская крепость» приводит рассказ врача лагерного госпиталя, куда на 32-й день войны немцы привезли захваченного в крепости майора. «Пленный был в командирской форме, но она превратилась в лохмотья. Он был ранен, истощён так, что не мог даже глотать, врачам пришлось применить искусственное питание. Но немцы сказали, что этот человек всего час тому назад в одиночку принял бой в одном из казематов, убил нескольких гитлеровцев. Было ясно, что только из уважения к его храбрости пленного оставили в живых». Этим майором был Пётр Гаврилов, один из самых опытных командиров крепости, прошедший Гражданскую и Финскую войны.
Попав в плен на 32-й день войны, Гаврилов прошёл несколько концлагерей, в одном из которых познакомился с генералом Дмитрием Михайловичем Карбышевым. Многие пленные в лагере знали о подвиге майора Гаврилова. К нему относились с уважением и нередко обращались с вопросами. И каждый раз он пользовался этим, чтобы побеседовать с людьми, доказать им, что успехи врага носят лишь временный характер и что победа Советского Союза в этой войне не подлежит сомнению. Эти беседы поднимали дух пленных, укрепляли их веру в будущее, помогали им более стойко переносить тяготы и лишения лагерной жизни. Много раз там, в Хаммельсбурге, Гаврилов думал о побеге из плена. Но лагерь находился в глубине Германии и тщательно охранялся. К тому же Гаврилов все время болел: его постоянно сваливала с ног тяжелая малярия, и остро сказывались последствия ранения и контузии – майор был полуглухим и почти не мог владеть правой рукой. Побег осуществить так и не удалось.
В мае 1945-го защитник Бреста был освобождён из плена частями Красной армии. Из-за потерянного партбилета Гаврилова исключили из партии, однако восстановили в воинском звании. Есть данные, что осенью 1945 году его назначили начальником советского лагеря для японских военнопленных в Сибири. Казалось бы, человек мог ожесточиться там, в плену, и теперь в какой-то мере вымещать все, что он пережил, на прямых союзниках врага. Однако Гаврилов и здесь сумел с исключительной гуманностью, образцово поставить дело содержания пленных в лагере. Гаврилов получил несколько благодарностей по службе, в частности, за то, что предотвратил эпидемию тифа среди военнопленных и ликвидировал злоупотребления со стороны японских офицеров, через которых снабжались пленные солдаты.
Вскоре Пётр Михайлович вернулся в Татарию. В родной деревне его встретили настороженно. Шла уборка урожая, но бывшего пленного на работу не взяли. Боялись доверить технику, лошадей, кидали вслед картошкой... Гаврилов сильно переживал, старался наладить отношения с односельчанами. Но безуспешно. В поисках работы отправился в райцентр, устроился на гончарную фабрику. Через год уехал в Краснодар и женился во второй раз. Свою первую жену Екатерину Григорьевну он считал погибшей.
В 1955 году на радио вышел цикл передач «В поисках героев Брестской крепости». Их автор С.Смирнов издал книгу, в которой рассказал о подвиге командира Восточного форта. После этого Гаврилова восстановили в партии, он получил Золотую звезду Героя. В 50-е годы в один из своих приездов в Брест Пётр Михайлович узнал, что его первая жена Екатерина Григорьевна и сын Николай, которых он не видел с первого дня войны и считал погибшими, живы. Сын служил в армии. А Екатерина Григорьевна была парализована и жила в доме инвалидов. Пётр Михайлович и его вторая жена забрали Екатерину Григорьевну к себе в Краснодар и ухаживали за ней до самой смерти.
Не забывал Гаврилов и свою родину. Часто приезжал в Альвидино, переписывался с земляками, не держал на них зла. Понимал, что общество, система навязали людям стереотип: пленные - обязательно изменники родины.
Пётр Михайлович Гаврилов скончался в Краснодаре 26 января 1979 года. Он был похоронен с воинскими почестями на гарнизонном мемориальном кладбище Бреста.
Подвиг майора Гаврилова был показан в ряде кинофильмов:
Фильм «Бессмертный гарнизон» 1956 года; фильм «Битва за Москву» 1985 года (роль Гаврилова исполнил Ромуалдс Анцанс); фильм «Брестская крепость» 2010 года (роль Гаврилова исполнил Александр Коршунов).