Цэнтралізаваная бібліятэчная сістэма горада Віцебска

Праекты

кнопка почетные граждане 1

кнопка нв сайт гордость и слава витебска

ellipsis

боковой банер 2
сценарии 1

наши издания

Храмы Витебска

Нашы партнёры

logo

 

КнопкаГодКачества

фпб кнопка

кнопка профдоход

 

1_витьбичи.png

work work work work 001271 4e2e1fe59592de8f87696061fb03ac39 Телеграм

 

Пошук па сайце

Яндекс.Метрика

20 октября 1920 года родился АМЕТ-ХАН СУЛТАН, советский военный лётчик-ас крымско-татарского происхождения, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1943, 1945).

В биографии летчика-истребителя Амет-Хан Султана, который не раз, рискуя жизнью, шёл на таран, 603 боевых вылета. Враги, как огня боявшиеся аса, не зря дали ему прозвище «Черный дьявол».


   Амет-Хан

В 130 воздушных сражениях он лично сбил 30 немецких самолетов, поэтому неудивительно, что когда его эскадрилья поднималась в небо, фашисты приходили в ужас.
   

Дважды Герой Советского Союза родился в Алупке. Отец лётчика, Султан, являющийся по национальности дагестанцем, был обычным работником, а мать, крымская татарка Насибе, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Их дом, расположенный у подножья гор, напоминал гнездо ласточек. В советском паспорте стояла национальность «татарин». При рождении получил имя Амет в честь деда. По утверждению историка А.Симонова, правильное написание имени и отчества Героя должно быть таким: Амет Султанович Амет-хан. При поступлении в лётное училище данные на курсанта были записаны по крымскотатарскому обычаю — вначале собственное имя, а затем имя отца. В результате возникла путаница, и имя отца стали считать именем Героя. Амет часто шутил над созвучностью своего имени: «Я сам и хан и султан!»
   

Амет-Хан, как и все приморские мальчишки, с детства мечтал о путешествиях в дальние страны. В мае 1935-го в Алупке проводился национальный праздник Хедерлез, на котором будущий лётчик победил в борьбе куреш. Присутствующий на мероприятии директор Артека наградил талантливого парня путевкой в пионерский лагерь, в котором Султан впервые увидел самолёт.
    С того момента он жил мечтой подняться в небо. Это желание привело его в Симферопольский аэроклуб, а позже - в Качинское авиационное училище, в котором курсанты проходили ускоренный курс обучения. Качинская школа была главной по подготовке пилотов России. Амет-Хан быстро освоил теорию полёта, тактику и навыки воздушной стрельбы. Кроме лётной, были еще общевойсковая, строевая и физическая подготовки, а так же уставы и несение дежурства. С марта по декабрь 1939 года юноша совершил 270 полётов, после которых в служебной характеристике лётчика появилась запись, в которой говорилось, что в воздух курсант поднимался «с большим желанием». Выпускные экзамены Амет-Хан сдал успешно. Приказом наркома обороны от 5 марта 1940 года ему было присвоено звание младшего лейтенанта.
   

Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Амет-Хан встретил в 4-ом истребительном авиаполку под Кишинёвом. В октябре 1941 года летчика назначили командиром 147-ой истребительной авиационной дивизии Юго-Западного фронта. К тому времени Султан уже произвел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награжден орденом Красного Знамени. В характеристике 21-летнего лётчика, составленной в те дни, командиры отмечали отважность, упорность и настойчивость Султана, называя его мастером воздушной разведки. Амет-Хан отменно владел самолетом, чувствуя машину как самого себя. 31 мая 1942 года, израсходовав весь боезапас своего непрерывно атакующего «Харрикейна», Султан левым крылом снизу таранил двухмоторный Ju-88, готовый обрушить тонны взрывчатой смерти на мирных обитателей Ярославля. Бомбардировщик пошёл вниз, увлекая за собой в небытие застрявший в его прочном корпусе истребитель Амет-Хана. Прыгал лётчик уже из горящих обломков. Колоссальной выдержки и присутствия духа хватило, чтобы вырваться из необычного капкана, чтобы не дёрнуть вытяжное кольцо парашюта сразу и не сжечь свой единственный шанс на спасение. За свой таран младший летчик 4-го истребительного полка стал почётным гражданином Ярославля и обладателем именных часов. В характеристике, составленной в те дни, отмечалось: «Товарищ Амет-Хан в боевой работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решений смел. Является мастером воздушной разведки, один из первых в полку провёл бой с бомбардировщиком противника в сумерках».
   

Летом умудренному воздушному бойцу пришлось снова прыгать из самой гущи ожесточенной воздушной схватки, но теперь над Сталинградом. Почётным гражданином ещё одного волжского города он тогда не стал, хотя, может, и заслужил это. Слишком далека еще была тогда победа и слишком близко стоял враг. Крыло к крылу с Султаном в специальной группе «охотников» за хвалёными немецкими асами сражались такие мастера воздушного боя как В.Д.Лавриненков, А.К.Рязанов, И.Н.Степаненко, И.Г.Борисов, Б.Н.Еремин. Быть рядом с ними означало самое высокое признание профессиональных лётных и боевых качеств, независимо от служебного положения и количества наград за прошлые заслуги. Дело в том, что подтверждать это высочайшее и, вместе с тем, суровое отличие необходимо было в каждом боевом вылете.

После Сталинграда уже капитан Амет-Хан участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, Мелитополя и Крыма. 18 апреля 1944 года к наградам прибавился еще один орден Ленина, а после очередного воздушного боя - орден Красного Знамени. В августе 1943-го Султану присвоили звание Героя Советского Союза, а в октябре боевые подвиги отметили второй Золотой Звездой. На протяжении всей войны немецкое командование больше всего опасалось авиаполка Хан-Султана, которого фашисты за его демонические танцы в небе прозвали Черным дьяволом.
 

Над Кубанью, Ростовом-на-Дону, Таганрогом, Мелитополем, Крымом Султан воевал уже на американской «Аэрокобре». Именно тогда отчетливо проявилась его склонность к максимальному раскрытию всех возможностей новой авиационной техники в боевых условиях. Постоянные пересаживания с одного типа истребителя на другой только обогащали его опытом и новыми знаниями. В этой связи показателен следующий эпизод. В январе 1944 года он в паре с Героем Советского Союза И.Г.Борисовым привел на свой аэродром связной «Физелер-Шторх», дав ему свою твёрдую установку на посадку. После беглого осмотра военного трофея без консультаций с пленным экипажем он успешно облетал совершенно незнакомую машину, которая, кстати, имела сложную механизацию крыла.

В отношении освоения новой техники судьба явно благоволила к нему. Над Восточной Пруссией и Берлином он воевал на новейшем Ла-7. На этом истребителе Амет-Хан и поставил свою последнюю точку в Великой Отечественной, 29 апреля 1945 года, сбив над столичным аэродромом Темпельгоф своего последнего — Fw-190. За широкими плечами и в послужном списке гвардии майора, помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе, Героя Советского Союза оставались 603 боевых вылета. Из них 70 — на штурмовку, когда легкий истребитель практически беззащитен перед огненным смерчем, несущимся от опасно близкой земли. Его нервы выдержали 150 воздушных боев, в которых сбивали его и в которых он сбил 30 самолетов противника лично и 19 — в группе.

   

22 июня 1945 года двадцатипятилетнему лётчику вторично присваивается звание Героя, а в августе перед сыном лудильщика из Алупки сами собой распахиваются двери престижной академии, за которыми отчетливо просматривались контуры будущей генеральской карьеры. Но в начале 1946 года он со свойственной ему прямотой и честностью ставит на ней здоровенный крест. «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии», — простодушно писал он в рапорте по команде.

   

Вернуться же к любимому делу в мирные послевоенные дни оказалось гораздо сложней. Хорошо, что рядом оставались еще достаточно влиятельные боевые друзья. Только в феврале 1947 года Амет-Хан становится рядовым лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института и начинает осваивать, по существу, новую профессию. В этом тяжелейшем и опасном труде он по-настоящему найдет себя, и поможет ему бесценный боевой опыт, отшлифованные войной лётные и волевые качества.

В кратчайший срок Амет-Хан выдвигается в число лучших. В 1949 году ему присваивается 3-й класс, а затем с интервалом в один и два года — 2-й и 1-й классы летчика-испытателя. При строжайшей методике отбора испытателей согласно категориям сложности проводимых испытаний такой стремительный взлет удавался лишь самым способным и достойным. Золотые Звезды и ордена при такой постановке практически утрачивали свой немалый вес. В пятидесятые годы работа Амет-Хана связана с испытанием катапультных кресел для сверхзвуковых истребителей, осуществлявшихся парашютистами-испытателями В.И.Головиным и В.С.Кочетковым. 12 ноября 1950 года в одном из испытательных полётов на летающей лаборатории УТИ МиГ-15 произошел самопроизвольный взрыв пиропатрона катапультного кресла. Из пробитого бака топливо хлынуло в обе пилотские кабины, которые моментально преобразились в керосиновые ванны. Взрывом покорежило направляющий рельс катапультного кресла, что препятствовало покиданию поврежденного самолёта парашютисту Головину. Серийный УТИ МиГ-15 не был ценным испытательным объектом, и не будь «неприятности» с направляющей катапульты можно было бы с чистой совестью покидать машину, которая вдруг стала зажигательной бомбой замедленного действия. Спасая жизнь товарища, Султан пошёл на рискованную посадку и так мягко «притер» свою крылатую «зажигалку» к взлетно-посадочной полосе, что не случилось никаких искрений и возгораний.

 

В апреле 1959 года он впервые поднимает в воздух экспериментальный самолет НМ-1 конструкции П.В.Цыбина и успешно проводит его испытания. Осень 1961 года он встречает будучи «Заслуженным лётчиком-испытателем СССР». Для испытателей это звание — высочайшая награда.

Известный аварский писатель Расул Гамзатов вспоминал:«Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать — татарка... Дагестанцы считают его своим героем, а татары — своим. 

— Чей же ты? — спросил я его однажды.

— Я герой не татарский и не лакский, — ответил Амет-Хан, — я — Герой Советского Союза. 

— А чей сын? — Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?»
   

Во время отпуска 17-20 мая 1944 года в городе Алупка Амет-Хан стал свидетелем депортации крымско-татарского народа. 17 мая в дом к Султану вломились военные, которым было поручено задержать маму прославленного лётчика и в связи с постановлением о высылке татар из Крыма отправить ее в сборный пункт. Только помощь боевых друзей сына помогла Насибе остаться в послевоенном Крыму. При депортации в присутствии Амет-Хана сотрудниками НКВД был арестован его младший брат Имран, которому вменили обвинение и затем судили военным трибуналом за то, что он являлся членом вспомогательной охранной полиции Schutzmannschaft («Шума»), вовлечённой в военные преступления в концлагере «Красном». Известен также рассказ командира партизанского отряда Николая Дементьева, который был послан для эвакуации семьи Амет-Хана, но семья лётчика отказалась покинуть Крым, после чего партизанский отряд попал в засаду. Выступая на заседании военного трибунала, Амет-Хан напомнил присутствующим, что тогда именно советская пропаганда листовками, в которых говорилось о его подвигах, поставила семью в безвыходное положение. Для Гестапо найти его родителей не представляло труда, и брат просто пытался уберечь мать и отца от расстрела. В дальнейшем Султан всячески помогал и поддерживал Имрана. Литературная версия драматической встречи Амет-Хана изложены в книге Буты Бутаева, который написал её по личным беседам с самим Амет-Ханом. Версия Бутаева послужила основанием для рассказов, что Амет-Хан смог защитить своих родителей от депортации, что не подтверждается какими-либо документами. На самом деле при депортации не считались семьями крымских татар семьи, где крымская татарка была замужем за представителем другой национальности. Отец Амет-Хана был дагестанцем (лакцем), поэтому семью не депортировали — только Имран подвергся репрессии.

 

1 февраля 1971 года на сравнительно тихоходном серийном бомбардировщике «Ту-16», переоборудованном в летающую лабораторию для испытаний новых реактивных двигателей, Амет-Хан поднялся в небо. В этот день планировалось испытать новый мотор. Когда экипаж приступил к выпуску двигателя, радист сообщил на «вышку» о начале выполнения лётного задания. После этого самолет пропал с экранов радаров. Обгоревшую машину обнаружили с борта вертолета только через пару суток. Как установили впоследствии, летающую лабораторию разнесло на мелкие кусочки прямо в воздухе.

Тело находившегося в хвостовой части машины радиоинженера нашли быстро, а вот переднюю кабину и носовой отсек с остальными членами экипажа обнаружили только на четвертый день. Амет-Хант сидел в капитанском кресле. Положение его тела говорило о том, что он не предпринял ни единой попытки, чтобы спастись.

   

К моменту гибели «Черный дьявол» налетал 4237 часов, освоил и испытал 100 типов летательных аппаратов, был награжден двумя звездами Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.

gerb   flag

Уваход на сайт

Пераключэнне моў

  • Русский язык
  • Беларуская мова

.jpg

ПЦПИ

Сацыяльныя групы

VK
FB

Льготы 1