15 марта 1917 года родился Василий Иванович АВЕРЧЕНКО, участник Великой Отечественной войны, командир отделения роты автоматчиков 234-го стрелкового полка 179-й стрелковой дивизии 43-й армии 1-го Прибалтийского фронта, Герой Советского Союза (1944), старший сержант.
Василий Иванович Аверченко родился в семье крестьянина деревни Исаковка Заларинского района. Там же окончил четыре класса сельской школы. Работал в колхозе «Путь к коммунизму». В 1938 году был призван в армию, служил в Забайкалье, окончил училище младших командиров. С октября 1941 года на фронтах Калининском и Первом Прибалтийском. Трижды был ранен.
Был октябрь 1941 года. Громыхая на стыках железнодорожных рельсов, торопился на фронт воинский эшелон. В одной из теплушек ехал на запад заларинский колхозник Василий Аверченко. Осенью 1941 года под Тихвином часть приняла первый бой. Сражение не утихало ни днем ни ночью. Прибытие свежих сибирских частей изменило соотношение сил, советские войска перешли в наступление.
В развернувшихся боях молодой командир показал сметку, храбрость и упорство. Бойцы полюбили своего командира отделения. Когда в одной из схваток погиб командир взвода, Василий Аверченко, не задумываясь, принял команду, и бойцы пошли за ним.
В конце ноября он был контужен и ранен в правую ногу. Уже лежа в госпитале, Аверченко узнал об освобождении Тихвина и о том, что отличившаяся в боях 65-я дивизия полковника П.К.Кошевого была награждена орденом Красного Знамени.
Летом 1942 года Василий Аверченко снова на фронте. Помощником командира взвода 306-й дивизии Калининского фронта он участвовал и прорыве вражеской обороны на Ржевском направлении. С автоматчиками своего взвода не раз ходил на разведку в тыл неприятеля, добывал ценные сведения, обеспечивая тем самым успехи батальона. В октябре 1942 года В.И.Аверченко был снова ранен.
Геройски проявил себя старший сержант в августовских боях 1943 года, сражаясь в окружении врага. Взвод Аверченко вел ожесточенный бой до самой ночи. Потом вдруг наступила тишина. Враг ушел на восток, рассчитывая, что окруженные будут уничтожены силами второго эшелона. Ночью пошел проливной дождь. Воины устали от непрерывных схваток, иссякло продовольствие, кончились боеприпасы. Но батальон не думал сдаваться. В авангарде двигался взвод Аверченко. Он должен был принять бой.
Наконец наступил час прорыва. По сигналу командира автоматчики бросились вперед. Ошеломленный неожиданной атакой, враг отступил, ведя беспорядочную стрельбу. Взвод Аверченко прикрывал действия батальона. В самый последний момент Аверченко был ранен двумя пулями. Бойцы подхватили его под руки и на себе вынесли с поля боя. За отважные и умелые действия В.И.Аверченко был награжден орденом Красной Звезды.
Но недолго пробыл сибиряк в госпитале. В феврале 1944 года он снова на фронте, в составе 179-й дивизии. Ему присваивается звание старшего сержанта.
Наши войска готовились к Белорусской наступательной операции "Багратион". В ходе подготовки к решающим боям части вели частные бои за улучшение рубежей, за господствующие высоты, ключевые позиции. Активно участвовал в этих операциях и взвод Аверченко. За выполнение ряда ответственных боевых заданий он награждается медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». В марте 1944 года В.И. Аверченко вступил в ряды КПСС. «Звание члена партии с честью оправдаю», — сказал В.И. Аверченко.
23 июня 1944 года наши части двинулись вперед. В боях за станцию Сиротино и местечко Шумилино Аверченко в уличной схватке уничтожил пять гитлеровцев и одну пулеметную точку. Обойдя и затем разгромив Шумилинский узел сопротивления, части 179-й дивизии вышли к Западной Двине. Враг хотел отсидеться за этим крупным водным рубежом, заблаговременно подготовив западный берег реки к длительной обороне.
Необходимо было в короткий срок форсировать Западную Двину. Разведкой было установлено, что на участке дивизии вражеская оборона достаточно сильна, но в ней одно слабое место — стык между двумя батальонами. Решено было действиями небольших групп в районе села Вяжище отвлечь внимание фашистов, а затем, внезапно переправившись, ударить в стык и прорвать оборону врага. Командир роты капитан А.Ф.Чинков приказал Василию Аверченко приготовиться для демонстрационной переправы. Саперы сделали плот из железных бочек.
Настал момент переправы. В четыре часа дня заговорила наша артиллерия. Вражеский берег затянуло дымом разрывов. По сигналу командира подняв плот, бойцы побежали к реке. Четыреста метров преодолели под пулями врага. На плоту поместилось семнадцать человек, остальные десять вплавь пересекали Двину. Но вдруг плот начало кружить. В простреленные пулями бочки проникла вода. Быстро оценив обстановку, старший сержант Аверченко скомандовал: «Вплавь!»
Нужно было выбраться на берег в точно назначенном месте, а отяжелевший плот относило течением. Последним бросился в воду командир. Одежда на нем быстро промокла. Автомат, сумки с гранатами тянули ко дну, больно ныла раненая нога. Пока смельчаки переправлялись, наша артиллерия усилила огонь по вражеским траншеям. Спасаясь от орудийного огня, враг перешел во вторую линию укреплений, не переставая наблюдать за рекой.
Горсточка советских воинов, бросившихся вплавь через Двину, не особенно беспокоила фашистов. Они видели, как тонули раненые советские бойцы, и, видимо, считали, что ни один из группы не доберется до берега. Но бойцы доплыли. Выбравшись на берег, Аверченко увидел немногих оставшихся в живых автоматчиков, залегших перед высоким берегом. Не медля, он подал команду: «Вперед!» Прижимаясь к земле, бойцы стали взбираться на откос. Через несколько минут они были во вражеских траншеях.
Но как только ослабел огонь нашей артиллерии, в брошенные окопы стали возвращаться фашисты. Тут-то и встретили их бойцы Аверченко автоматным и пулеметным огнем. Фашисты пытались было обойти траншеи с флангов, но их маневр не удался. Не принесла успеха и атака, предпринятая врагом при поддержке танков.
Наступила ночь. Наши автоматчики отбивали атаку за атакой. С рассветом они услышали мощное русское «Ура!». Воспользовавшись замешательством врага, значительно левее скрытно переправилась соседняя часть. За нею еще и еще. Бой нарастал с каждым часом. У траншей, занятых автоматчиками Аверченко, фашисты прекратили атаки, а затем начали отходить. Почувствовав это, Аверченко подал команду: «Вперед!» Выдвинувшись к небольшой деревушке, через которую проходил большак Витебск—Бешенковичи, автоматчики взяли под обстрел отходивших гитлеровцев. В этой стычке было уничтожено до восьмидесяти гитлеровцев и двадцать взято в плен. Вскоре слева показались наши переправившиеся войска. Автоматчики получили приказ явиться в штаб полка. Бойцы Аверченко едва успели привести себя в порядок, как прибыл командир дивизии.
— Хорошо повоевали, молодцы. — похвалил полковник М.М.Шкурин. — Действия ваши были правильными и решительными.
За отвагу, проявленную при форсировании Западной Двины, 22 июля 1944 года Аверченко присвоено звание Героя Советского Союза.
После демобилизации в 1946 году работал заведующим глубинным пунктом заготзерно, избачом, председателем колхоза имени Кирова в деревне Исаковка, бригадиром на ферме, ветеринарным фельдшером. Именем Героя названа улица поселка Залари.