15 января 1913 года в Одессе родился Александр Иванович МАРИНЕСКО, командир краснознамённой подводной лодки С-13 краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга, известный по «атаке века». Герой Советского Союза.
Капитан третьего ранга Александр Маринеско стал легендой не по своей воле. За всю войну подводные лодки под его командованием совершили всего пять боевых походов — но на счету их командира самый большой в советском подплаве суммарный тоннаж потопленных кораблей противника.
Маринеско обожали подчиненные и недолюбливали командиры, а политработники практически ненавидели, и он отвечал им тем же. Он был представлен к званию Героя Советского Союза весной 1945 года, но получил его только в 1990 году, когда история «неудобного» подводника, совершенно не соответствовавшего лакированному образу советского военного моряка, стала достоянием гласности. И до сих пор сама фигура Александра Маринеско, его боевые подвиги и «подвиги» на суше, за которые он не раз получал строгие наказания, служат предметом дотошных исследований, авторы которых никак не могут прийти к единому мнению, кем же был знаменитый подводник — настоящим героем или просто любимцем фортуны.
Те, кто хорошо знал самого Александра Маринеско и его семью, единодушно говорили, что неудобный для начальства независимый характер и неумение покорно подчиняться легендарный подводник унаследовал от отца, румына Иона Маринеско. Осел бывший румынский кочегар в Одессе, где женился на украинке Татьяне Коваль, а 15 (2 по ст. ст.) января 1913 года у них родился первенец — Александр. Бредивший морем мальчишка стал юнгой, потом сумел поступить в Одесское мореходное училище и начал ходить помощником капитана на торговых судах. Именно об этом он и мечтал. Но судьба распорядилась иначе: в 1933 году по комсомольской путевке Александр Маринеско попал в военный флот и к маю 1939 года дорос до должности командира подводной лодки М-96, служившей на Балтике.
На «малютке» М-96 Александр Маринеско прослужил четыре года, успев заработать и свою первую награду — золотые часы, и свое первое взыскание — за недостойное поведение. 14 апреля 1943 года капитан-лейтенант Маринеско был назначен командиром другой подводной лодки — С-13, входившей в состав 1-го дивизиона подлодок бригады подводных лодок Балтийского флота. К этому времени на счету лодки был всего один боевой поход, совершенный осенью 1942 года. Он оказался весьма результативным: С-13 сумела потопить два финских транспорта и один повредить. А во второй боевой поход лодка вышла только 1 октября 1944 года: два года ушли на ремонты, боевую подготовку и переоснащение. Этот выход тоже оказался удачным: был потоплен немецкий транспорт «Зигфрид». Третий боевой поход зимой 1945 года сделал лодку самой результативной субмариной советского ВМФ, а четвертый был признан неудовлетворительным и стал одной из причин разжалования Александра Маринеско. Но при всем этом С-13 справедливо считалась самой счастливой лодкой серии «С» на Балтике: из десяти воевавших здесь субмарин этого типа до конца войны дожила только она одна.
Трагедия лайнера «ВИЛЬГЕЛЬМ ГУСТЛОФФ». Выйдя в третий боевой поход 11 января 1945 года, подлодка С-13 только через девятнадцать дней преследования немецких сторожевиков и неудачных попыток атаковать конвои обнаружила военный транспорт в сопровождении миноносца. Чтобы обмануть цель и ее охранение, Александр Маринеско приказал всплыть и зажечь ходовые огни. Подлодка превратилась в «катер» и с минимального расстояния тремя торпедами поразила цель, которая через 40 минут затонула. Взбешенный противник четыре с лишним часа бомбардировал окрестности глубинными бомбами, но советской подлодке удалось уйти неповрежденной, маневрируя и укрываясь за обломками тонущего корабля. Как выяснилось позднее, лодка потопила лайнер «Вильгельм Густлофф», служивший морским символом Третьего рейха. При спуске судна на воду в 1937 году присутствовал сам Адольф Гитлер, лайнер был флагманом круизного флота нацистской Германии, а потом превратился в плавучую казарму и учебное судно учебной дивизии подводного плавания. По официальным данным, в результате атаки С-13 вместе с «Вильгельмом Густлоффом» погибли 5348 человек, что превратило его потопление в крупнейшую морскую катастрофу в истории. Большинство погибших составляли беженцы из Восточной Пруссии, и потому некоторые исследователи обвиняют Александра Маринеско в военном преступлении. Но с точки зрения международного морского права судно являлось законной целью, поскольку несло на борту артиллерию, шло в сопровождении боевых кораблей и имело камуфляжную окраску. Известно, что в момент атаки на нем находилось несколько десятков (!) экипажей для новейших немецких подводных лодок. Кроме бойцов других военных подразделений, на судне также находились высшие чины СС и гестапо, гауляйтеры польских земель, начальники ряда концлагерей – словом, это был настоящий фашистский «ноев ковчег», который уничтожил экипаж капитана Маринеско.
С этим успехом связана еще одна легенда: якобы в Германии был объявлен траур, а Гитлер объявил Маринеско «личным врагом». На самом деле этого не было – тысячелетний Рейх рассыпался на глазах, и его бонзам было не до «Вильгельма Густлоффа».
Через одиннадцать дней, поздним вечером 9 февраля 1945 года командир С-13 обнаружил в перископ корабль, который идентифицировал как легкий крейсер типа «Эмден». В действительности это был плавучий госпиталь «ШТОЙБЕЙН», который еще совсем недавно служил плавучей гостиницей для высших офицеров нацистского флота. Судно, вооруженное зенитными орудиями и пулеметами, шло под конвоем миноносца и катера-торпедолова, и для выполнения атаки у С-13 была только одна попытка. Как и в предыдущий раз, Александр Маринеско отдал команду на всплытие. В два часа ночи 10 февраля из надводного положения по «Штойбену» были выпущены две торпеды. Обе попали в цель, и через пятнадцать минут судно затонуло, унеся с собой около 3600 человек. И снова разночтения – одни историки говорят, что речь шла о судне, пусть и являвшемся законной целью, но перевозившем раненых, другие настаивают, что советские подводники уничтожили корабль, перевозивший 3500 немецких танкистов. Потопленный лайнер имел водоизмещение в 14 660 брутто-регистровых тонн, и его уничтожение вкупе с потоплением «Вильгельма Густлоффа», имевшего водоизмещение в 25 484 тонны, разом сделало Александра Маринеско самым результативным советским подводником, а С-13 — рекордсменом советского флота по суммарному тоннажу потопленных судов.
После возвращения из столь удачного боевого похода С-13 была награждена орденом Красного Знамени. Такой же награды удостоился и ее командир, на груди которого к тому времени уже красовались орден Ленина и орден Красного Знамени, а также медали «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда». Первоначально за две сверхрезультативные атаки Александра Маринеско представили к званию Героя Советского Союза, но представление «завернули». Причина была проста: в свой самый знаменитый боевой поход С-13 отправилась в статусе «штрафной» — единственная за всю историю ВМФ СССР. В новогоднюю ночь незадолго до выхода Александр Маринеско на два дня пропал с лодки, а ее экипаж так активно праздновал, что затеял драку с населением финского города Турку, где в тот момент базировались балтийские подлодки. Так что командование выпустило подводников в море с неофициальным наказом без победы не возвращаться. И это был далеко не первый случай в карьере Маринеско. В 1941 году он лишился статуса кандидата в члены партии за пьянство и организацию азартных игр в дивизионе подлодок, позднее не раз подвергался «проработке» за то же пристрастие к выпивке и красивым женщинам. В итоге именно за эти прегрешения 14 сентября 1945 года капитан третьего ранга Маринеско был разжалован в старшие лейтенанты и переведен командовать тральщиком, а через два месяца и вовсе уволен из ВМФ. Три года легендарный подводник ходил старпомом на торговых судах, а потом окончательно списался на берег.
В 1949 году замдиректора ленинградского НИИ переливания крови Александр Маринеско был осужден на три года за хищение социалистической собственности: по своей инициативе он раздал нуждавшимся сотрудникам института торфяные брикеты, валявшиеся без учета на заднем дворе института. Лишь незадолго до смерти, в самом начале 1960-х бывшие сослуживцы сумели добиться реабилитации моряка: ему вернули звание капитана третьего ранга и пересмотрели дело о хищении госсобственности. Но звание Героя Советского Союза, которого он безусловно заслуживал, Александру Маринеско было присвоено лишь посмертно, в 1990 году. Тогда же его история стала и широко известной: собственно, и представление к высшей награде страны было сделано после нескольких громких публикаций в центральных газетах.
Легендарный адмирал Николай Кузнецов, один из создателей советского военно-морского флота, человек, лично принимавший решение о разжаловании Маринеско, и сам дважды разжалованный высшим государственным руководством, в 1968 году написал в журнале «Нева»: «В сложной и беспокойной натуре командира «С-13» высокий героизм, отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра — опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом грубо нарушить воинскую дисциплину. К многочисленным серьезным проступкам Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определенно — отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной».