Централизованная библиотечная система города Витебска

Проекты

База доски

кнопка почетные граждане 1

кнопка нв сайт гордость и слава витебска

ги5

ВМ
сценарии 1

наши издания

Храмы Витебска

Наши партнеры

logo

 

КнопкаГодКачества

фпб кнопка

кнопка профдоход

 

1_витьбичи.png

work work work work 001271 4e2e1fe59592de8f87696061fb03ac39 Телеграм

 

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика

1705

 

Согласно городской летописи XVII века в середине Х века святая равноапостольная княгиня Ольга на левом берегу Западной Двины, в месте бывшего торгово-ремесленного посада Нижнего Замка, возвела деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

 

 

В Х – ХI веках византийскими зодчими храм был перестроен в крестово-купольную каменную церковь, ставшую единственным памятником византийско-балканского зодчества в восточной Европе. Историческая судьба Свято-Благовещенского храма и Витебских князей тесно связаны с именем великого князя Александра Невского и владимиро-суздальскими князьями.

Это прослеживается по летописям, фиксирующим династические связи древнерусских князей. Так, в 1209 году Василько Брячиславич, князь витебский, отдает свою дочь Любаву за Всеволода Юрьевича («Всеволода-большое гнездо») – деда князя Александра Ярославовича (Невского). В 20-30 гг. ХІІІ века Витебском некоторое время владеет Брячислав Василькович – князь полоцкого дома. Он отдает свою дочь Предславу (по другим источникам Александру) замуж за Александра Невского. В 1239 году князь Александр Невский обручился с полоцко-витебской княжной в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. 

Сохранился замечательный памятник старины Благовещенского храма – рукописное Евангелие 1508 года, находившееся в Витебском церковно-археологическом древлехранилище. Колокол, изготовленный в 1610 году, имел надпись: «Сей звон церкви мурованной Витебской в Нижнем Замку стоячей». Под надписью был изображен образ Благовещения. Судьба храма неразрывно связана с судьбой города и народа. По свидетельствам древних исторических документов, жители Витебска, покидая город или возвращаясь в него, челом били «светлому Благовещению». Церковь эта была особо почитаемым и уважаемым храмом и являлась для витеблян тем же, чем Софийский собор для новгородцев или киевлян. Около 1619 года храм был отобран униатами (предварительно православные вынесли из него все святыни, оставив греко-католикам пустой храм). В документах отмечено, что в 1623 году не принявшие униатства витебские жители напали на униатских священников, захвативших церковь. Причиной нападения стал приказ тогдашнего униатского архиепископа Иосафата Кунцевича забелить древние фрески известью.

За убийство Иосафата Кунцевича Витебск был на время лишен Магдебургского права, а решением комиссарского суда по делу об убиении архиепископа Кунцевича от 22 января 1624 года у церкви Благовещения были отняты колокола. Священника Давида «старого Благовещенского попа заочно приговорили к смертной казни». Убираются купол и барабан, возводятся башни, что решительно изменяет фасад и общий силуэт, придавая православной церкви облик католического храма. К началу XVIII века церковь, перестроенная униатами и католиками в костел с двумя башнями-колокольнями, приходит в запустение и ветшает. После 200-летнего униатского плена в 1849 году (по другим источникам в 1832 г.) храм возвращается православным. Чтобы вернуть храму православный облик проводится его капитальный    ремонт    –  башни  разбираются,  и устанавливается большой восьмигранный купол. 

В годы советской власти храм был закрыт и находился в запустении. Некоторое время его использовали как зернохранилище, затем как архив. Во время Великой Отечественной войны он дал в своих стенах приют жителям города, оказавшимся без крова. В 1944 году произошло чудесное самораскрытие фресок – древней живописи церкви. Во время боев за освобождение Витебска от немецко-фашистских захватчиков церковь Благовещения значительно пострадала, но оставались целыми стены и своды. После войны храм то вносится в список памятников архитектуры всесоюзного значения, то исключается из него. В декабре 1961 года по решению городских властей церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была взорвана и превращена в руины. Решительный протест общественности города и исследователей археологов спас церковь от полного уничтожения, а спустя год храму был дан статус памятника истории и культуры республиканского значения, но уже руинам. В 1977 году архитекторы С. Друщиц и В. Москалев произвели консервацию руин и благодаря этому в некоторых местах стены сохранились до высоты шести метров. 

В 1991 г. по благословению управляющего Витебской епархией архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия начато восстановление церкви в первоначальном виде ХІІ века. В 1992 г. архитекторами Г. Лаврецким, А. Морозом и Б. Ляденко разработан проект восстановления церкви. Работа по реконструкции началась в 1993 году. Благовещенская церковь была восстановлена в 1998 году. Епископ Витебский и Оршанский Димитрий сказал: «Воистину воссозданная Благовещенская церковь стала зримым символом стяжания благодати Божией градом Витебском». 26 сентября 1998 года храм посетил и освятил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий ІІ. Первое богослужение в храме было совершено в день Рождества Христова в 1999 году управлящим Витебской Епархии архиепископом Витебским и Оршанским Димитрием. В 1999 году на республиканском конкурсе в номинации «Реставрация» первое место получил реализованный проект Благовещенской церкви. 

Являясь единственным в восточной Европе памятником византийско-балканского зодчества, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Витебске выделяется среди других памятников Древней Руси, прежде всего необычностью своей кладки – чередованием доломитовых блоков с 2-мя и 3-мя рядами плинфы. Такой строительный прием ни до, ни после не применялся в древнерусском зодчестве, но с некоторыми особенностями был распространен на Балканах и в Византии. Архитектура Благовещенской церкви имеет сильное византийско-балканское влияние и по форме купола, боковым сокрытым апсидам, а главное – по той соразмерности пропорций, в которых укладывается «золотое сечение» как наследие античности. Благовещенский храм одноглавый, он представляет собой прямоугольную призму, увенчанную полусферическим куполом на цилиндрическом барабане (шее). И купол, и барабан покоятся на четырех столбах крестчатой формы. Еще два крестчатых столба находятся в западной части храма и соединяются стенами с южной и северной стороной. Шесть столбов являются основной конструктивной частью храма. Боковые фасады равномерно разделялись на четыре почти равные простенки одноступчатыми наружными и внутренними лопатками, которые соответствовали по расположению внутренним столбам. Покрытие храм имеет позакомарное. Итак, это шестистолпный трехнефный крестовокупольный храм с планом, близким к прямоугольнику, который вытянут в восточно-западном направлении. В восточной стороне он имеет одну полукруглую апсиду. Храм алтарной частью ориентирован на восток. Его длина – 21 м с апсидой и 18,6 м – без нее, ширина 11,3 м, толщина стен около 1,1 м, западной – 1,5 м, поскольку в ней расположена лестница на хоры. Судя по чертежам П.Д. Барановского (1944 г.), боковые членения хор были часовнями с небольшими апсидами в толще их восточных стен. Три входа размещены в западной, южной и северной стенах. Это обусловлено малой площадью храма при большом количестве прихожан.

 

 ЛИТЕРАТУРА:

Благовещенская церковь // Витебск: энцикл. справочник.- Мн., 1988.- С. 79-80.

Вяшчункі дабра / Т.В. Габрусь [і інш.] // Страчаная спадчына / Т.В. Габрусь [і інш.].- Мн., 2003.- С. 60-68.

Габрусь,Т.В. [Дабравешчанская царква] / Т.В. Габрусь // Мураваныя харалы: сакрал. архітэктура беларус. барока / Т.В. Габрусь.- Мн., 2001.- С. 23-24, 187,188.

Загарульскі,Э.М. Віцебская Благавешчанская царква /Э.М. Загарульскі // Заходняя Русь ІХ – ХІІ стст. / Э.М. Загарульскі.- Мн., 1998.- С. 197.

Кулагін,А.М. Свята-Дабравешчанская царква /А.М. Кулагін // Праваслаўныя храмы на Беларусі / А.М. Кулагін.- Мн., 2001.- С. 39-40.

Кулагін,А.М. Царква ў гонар Благавешчання Прасвятой Багародзіцы Кулагін // Праваслаўныя храмы Беларусі / А.М. Кулагін.- Мн., 2007.- С. 81-82.

Хозеров,И.М. Благовещенская церковь в Витебске / И.М. Хозеров // Белорусское и Смоленское зодчество: ХІ – ХІІІ вв. / И.М. Хозеров.- Мн., 1994.- С. 83-86.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Витебске: [буклет] / Московский Патриархат, Белорусский Экзархат, Витебская Епархия.- Витебск, 2011.- 22 с.: ил.                         

Абрамова,И. Благовещенская единоверческая церковь / Инна Абрамова // Витеб. курьер.- 2000.- 21 марта.- С. 3.

Благовещенская церковь / подгот. Наталия Крупица // Витьбичи.- 2004.- 29 апр.- С. 6.

Благослови на добрые дела, Благовещенская церковь! // Рэспубліка.- 2004.- 4 чэрв.- С. 4.

Габрусь,Т. Крыжы над Віцебскам / Тамара Габрусь // Род. слова.- 1995.- № 10.- С. 136-139.

Дружкова,К. Далеко ходить не надо / Ксения Дружкова; фото Валерия Шишанова // Віцеб. рабочы.- 2013.- 14 сак.- С. 15.

Корбут,В. Время собирать камни: акад. Рыбаков спасал церковь XII в. в Витебске / Виктор Корбут // Совет. Белоруссия.- 2007.- 12 апр.- (Прил.: Союз.- С. IV).

Жемчужина на берегу Двины / подгот. Наталия Крупица; фото Олега Климовича // Витьбичи.- 2013.- 31 окт.- (Прил.: Веч. Витебск.- С. I).

Костюкевич,В. «Чистый кристалл» Витебска / В. Костюкевич // Віцеб. рабочы.- 2000.- 18 крас.- С. 1.

Лаврецкий,Г. «Свет невечерний» над Двиною / Геннадий Лаврецкий // Архитектура и строительство.- 1999.- № 6.- С. 16-17.

Лукьянова,Н, Благовещенская церковь в сине-голубом убранстве… / Нина Лукьянова // Нар. слова.- 2006.- 6 крас.- С. 1.

Подлипский,А. Как спасали Благовещенскую церковь / Аркадий Подлипский // Нар. слова.- 2008.- 6 верас.- С. 5.

Ширма,В. Благовещенская церковь / Виктория Ширма // Витьбичи.- 2006.- 19 дек.- С. 5. 

gerb   flag

Вход на сайт

Переключение языков

  • Русский язык
  • Беларуская мова

.jpg

Социальные группы

VK
FB

ПЦПИ

Льготы 1

uni.png

vit.png