На историческом Параде Победы 24 июля 1945 года были представлены все фронты Великой Отечественной войны, все рода войск. Но далеко не все знают, что на том параде вслед за сводными полками фронтов, полком Военно-морского флота и колоннами боевой техники по Красной площади шли ...собаки со своими проводниками.
На том историческом параде за «коробкой» солдат с собаками шел главный кинолог страны подполковник Мазовер. Ему было разрешено не чеканить шаг и не отдавать честь главнокомандующему, поскольку он нес на руках бойца 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады — собаку по кличке Джульбарс.
Великая Отечественная война... Страшный период в истории страны. Но именно в это время наиболее ярко проявились такие качества как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность. Но они были присущи не только людям, но и их четвероногим друзьям – животным, в частности, собакам. Они бок о бок боролись рядом с человеком, вывозили раненых, бросались под танки и взрывали вражеские поезда. Они голодали, мерзли и мокли в окопах вместе с нашими воинами-героями и помогали им сохранять душевные силы и здравый рассудок в те страшные и кровавые дни испытаний. Несмотря на то, что их служба широко не афишировалась, они помогли спасти сотни тысяч человеческих жизней, пожертвовав собою, и приблизили Великую Победу, благодаря которой мы имеем возможность жить сегодня.
Они — самые преданные и верные друзья человека — 68 000 собак разных пород, боровшиеся в 168 отрядах на фронтах Великой Отечественной войны. Они шли с человеком, бок о бок, а в трудные времена выходили вперед. Они делили с человеком окоп и паёк. Они трудились и гибли вместо человека. Это собаки, собаки на войне.
Уникальный бой людей и собак произошел в самом центре Украины - возле села Легедзино Тальновского района. Это случилось в августе 41-го. В батальоне пограничного отряда охраны тыла Юго-Западного фронта находились служебные собаки. Они вместе с бойцами стойко переносили тяготы сурового времени. У села Легедзино батальон, прикрывая отход своих, принял последний бой. Силы были слишком неравными: против 500 пограничников - полк фашистов, почти троекратный перевес. В критический момент командир батальона майор Лопатин дал приказ бросить в контратаку служебных собак. Это был последний резерв. Зрелище было страшное: 150 натасканных, полуголодных овчарок против поливающих их автоматным огнем фашистов. Псы впивались фашистам в глотки даже в предсмертных судорогах. Противник не выдержал и отступил, но на подмогу фрицам подошли танки. Немецкие пехотинцы с воплями ужаса впрыгивали на броню и оттуда расстреливали овчарок.
По официальной статистике во время Великой Отечественной войны собаки вытащили с поля боя около 700 тысяч раненых, нашли 4 миллиона мин и фугасов, участвовали в разминировании 300 крупных городов, в боевой обстановке доставили 200 тысяч документов, проложили 8 тысяч километров телефонного провода, уничтожили 300 вражеских танков.
ДИВЕРСАНТ ДИНА
Овчарка Дина отличилась в «рельсовой войне». Поначалу ее учили подрывать танки, искать мины, но на «уроках» она успешно справлялась и с диверсионными заданиями, поэтому вскоре попала в группу бойцов, заброшенных во вражеский тыл. Спустя несколько дней от этой диверсионной группы пришла весточка: «Сработала Дина». Далее в небольшой сводке сообщалось о том, что «19 августа 1943 года на перегоне Полоцк — Дрисса (Белоруссия) подорван эшелон с живой силой противника. Уничтожено 10 вагонов, выведен из строя большой участок железной дороги, от взорвавшихся цистерн с горючим на всем участке распространился пожар. С нашей стороны потерь нет»... Дина была умной и стремительной собакой, невероятным образом она успевала оставить взрывчатку перед приближающимся эшелоном (у таких собак на спине закреплялся специальный боевой вьюк) и скрыться с места. Дважды она проявила себя при разминировании зданий в Полоцке, где в брошенном немецком госпитале в кроватном матрасе нашла мину с «сюрпризом». Вместе со своими «однополчанами» Дина встретила Победу, а после войны ей доверили роль «живого экспоната» в Музее боевой славы Центральной ордена Красной Звезды школы военного собаководства. Собака-фронтовичка дожила до глубокой старости.
Собаки-миноискатели – их было около 6 тысяч, обнаружили, а вожатые саперы обезвредили 4 млн. мин, фугасов и других взрывчатых веществ. На собак легло самое ответственное задание — разминирование территорий после ухода врага, во время фронтовых операций и продвижения наших войск. Тонкое чутье собак позволяло отыскивать мины не только в металлическом корпусе, но и в деревянном, которые не способен обнаружить миноискатель. Минеры с собаками справлялись со своей задачей в несколько раз быстрее. Из директивы начальника инженерных войск Советской Армии всем фронтам: «При обследовании маршрутов скорость увеличивалась до 40-50 км в сутки против прежних 15 км. Ни на одном из маршрутов, проверенных собаками — миноискателями, не было случая подрыва живой силы и техники». Собаки принимали участие в разминировании городов Белгород, Киев, Одесса, Новгород, Витебск, Полоцк, Варшава, Прага, Вена, Будапешт, Берлин. Общая протяженность военных дорог, проверенных собаками-миноискателями составила 15153 км. Из донесений Северо-Западного фронта: «Применение собак-миноискателей имеет большое значение в работе инженерных частей. Наличие собак сокращает подрывы личного состава при разминировании. Собаками очищаются полностью минные поля без пропуска мин, что невозможно сделать при работе миноискателем и щупом. Собаки разыскивают мины всех систем: отечественные мины и мины противника, металлические, деревянные, картонные, наполненные разнородными видами взрывчатых веществ».
9 июля 1944 года 16-я инженерно-саперная бригада занималась разминированием Святогорского монастыря. Сержант Анатолий Худышев «работал» со своим верным помощником, кокер спаниелем по кличке Джерик. «Сначала мы прошлись по двору, затем по кельям – нашли и обезвредили несколько мин-ловушек. Потом вышли из ворот монастыря, и подошли к могиле Пушкина. Мой Джерик, так звали мою собаку, натренированную на запах тола в минах, забежал вперед и уселся у могилы. «Ай-я-я, — журю я его. Как не стыдно! Уселся прямо на могилу великого поэта», — вспоминал потом ветеран войны. Вдруг саперский щуп сержанта наткнулся на железо. «Снимаю мину, укладываю в сторонке, а под ней вторая, для усиления, такая же. Вот рвануло бы, так рвануло. И могилу бы разрушила и «поклонникам поэта» конец бы пришел»
САПЁР ДИК
Легендой минно-розыскного дела стал пёс Дик. Породистый рыже-белый шотландский колли был призван на службу в августе 1941 года из Ленинграда (родился 8 июля 1939 года). Собака была обучена связному делу, хорошо справлялась с обязанностями санитара, однако ее призванием стало минно-розыскное дело, к которому ее «приобщили» в 1943-м. Натасканный на поиск взрывных устройств Дик в годы Великой Отечественной войны обнаружил более 12 тысяч мин. Он помогал саперам разминировать дома и улицы в Сталинграде и Праге. Отличился Дик в Павловске (под Ленинградом), где буквально за час до взрыва «вычислил» в фундаменте дворца фугас с часовым механизмом весом две с половиной тонны. После войны смелый пес, несмотря на ранения, не только продолжил военную службу (до 1948 года), но и принял участие в собачьих выставках, добившись призовых мест. Колли-ветеран дожил в воинской части до преклонных лет и был похоронен в Павловске, как герой.
САПЁР ДЖУЛЬБАРС
Джульбарс — немецкая овчарка, служившая в 14-й штурмовой инженерно-саперной бригаде. Собака была отлично обучена всем видам службы, однако, обладая феноменальным чутьем, особо отличилась в поиске мин. В военных архивах хранится справка, в которой говорится о том, что с сентября 1944-го по август 1945-го, принимая участие в разминировании зданий и сооружений на территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии, Джульбарс обнаружил 7468 мин и 150 снарядов! Боевой пес помогал саперам обезвредить от мин могилу Тараса Шевченко в Каневе и Владимирский собор в Киеве. В конце войны Джульбарс был ранен, но все же попал в числе других четвероногих бойцов в список участников Парада Победы. Джульбарс стал единственной собакой, удостоенной за свои фронтовые подвиги и верную службу медали «За боевые заслуги». Уже после войны Джульбарс снялся в фильме «Белый Клык» по книге Д.Лондона.
Собаки-связисты– в сложной боевой обстановке, порой в непроходимых для человека местах доставили около 200 тысяч боевых донесений, для установления связи проложили 8 тысяч км телефонного провода (для сравнения: расстояние от Берлина до Нью-Йорка — 6 500 км.).
СВЯЗИСТ РЕКС
О замечательном четвероногом бойце по кличке Рекс стало известно из рассказа его проводника связиста Николая Больгинова, который находился вместе со своим питомцем при стрелковом батальоне. «Это было под Никополем в феврале 1944 года, — вспоминал ветеран. — Дошли до берега Днепра и благополучно переправились. В это же время через реку была протянута кабельная связь от комполка до комбата, но минут через десять связь прервалась. А фашисты пошли в контратаку. Пришлось Рексу доставлять донесение». Боец очень переживал за своего подопечного, поскольку прежде ему не доводилось переплывать таких широких рек да к тому же в холодную пору. Но пес отважно бросился выполнять поручение. Несмотря на то что сильное течение и порывистыйветер относили его, Рекс добрался до нашего берега и передал донесение в нужные руки. «В тот день Рекс трижды (!) переплывал Днепр под ураганным артиллерийским и пулеметным огнем, доставляя важные документы», — добавлял рассказчик. За свою фронтовую биографию Рекс несколько раз был ранен, но каждый раз возвращался в строй. Он доставил по назначению 1649 донесений.
Кстати, помимо оперативных сообщений, собаки-связисты в минуты затишья доставляли на позиции почту с письмами-треугольниками и газетами, порой им доверяли доставку орденов и медалей в батальоны, которые находились под шквалом огня.
Иногда даже тяжело раненая собака доползала до места назначения и выполняла свою боевую задачу. Связной собаке АЛЬМЕ немецкий снайпер первым выстрелом прострелил оба уха, вторым – раздробил челюсть. И все же Альма донесла пакет. В боях под Днепродзержинском овчарка МЕЧТА вожатого Петра Себрова не успела пробежать с крайне важным донесением и ста метров, как осколком снаряда у нее срезало ошейник. Портдепешник упал на землю. Бойцы увидели, что собака вернулась, разыскала его, подняла и побежала дальше, неся портдепешник в пункт назначения в зубах. Рядовой Терентьев за время пребывания на фронте со своей ЖУЛЬБОЙ доставил 4 516 боевых донесений, а младший сержант Пучинин за три военных года с помощью овчарки по кличке КАЗБЕК доставил 4 125 боевых донесений. В ходе Никопольско-Криворожской операции, штаб одного из батальонов 197-й стрелковой дивизии оказался отрезанным противником. Связь полностью отсутствовала, и бойцам требовалась немедленная помощь. Вся надежда людей была на собаку ОЛЬВА вожатого Бычкова. Ей с большим трудом пришлось пробиваться к своим под интенсивным обстрелом. Умница Ольва сумела доставить донесение и даже вернулась с ответным сообщением, что помощь высылается. Вскоре атака на штаб была отбита. Знаменитая собака НОРКА за 1942-1943гг. доставила 2 398 боевых донесений.
Собаки разведывательной службы сопровождали разведчиков в тыл врага для успешного прохода через его передовые позиции, обнаружения скрытых огневых точек, засад, секретов, оказания помощи при захвате «языка», работали быстро, четко и беззвучно.
РАЗВЕДЧИК ДЖЕК
Обладая отменным чутьем, слухом и зрением, собаки помогали разведчикам находить в тылу противника безопасные проходы, скрытые огневые точки и засады. Начальник штаба 2-го отдельного полка специальной службы (до марта сорок третьего — 23-й отряд собак истребителей танков) майор Федор Михайлович Лужков вспоминал о собаке по кличке Джек из Свердловского клуба служебного собаководства, с которой работал ефрейтор Новелла Хайбуллович Кисагулов. Со своим питомцем он 12 раз выходил в тыл немцев, на его счету было более 20 «языков» (пленных офицеров, обладающих оперативной информацией и важными сведениями). Однажды Джек помог ефрейтору взять в плен ценного «языка» прямо из Глогау — старинной крепости на Одере, считавшейся важнейшим опорным пунктом гитлеровцев. Стоит отметить, что разведчики и их собаки всегда пользовались особым вниманием и уважением у бойцов, которые справедливо полагали, что вылазка в тыл врага будет результативнее, если с группой разведчиков идет проводник с собакой.
Собаки-истребители танков – за время войны собаки подорвали более 300 фашистских танков. Начиная с 30-х годов в Ульяновске, Саратове и Кубинке шла подготовка собак для подрыва вражеской бронетехники. Собака, оснащенная седлом со взрывчаткой, быстрым броском с короткого расстояния проникала под днище танка, приводился в действие механизм сброса, активирующий взрыватель, и танк поражался в наиболее слабое место – днище. Попытки применения немцами сеток против собак-подрывников потерпели неудачу – собака проникала сзади; пулеметный огонь тоже был бесполезен – танковый пулемёт располагался достаточно высоко и с трудом попадал в быстро перемещающуюся у поверхности земли собаку. К сожалению, сбросные мины были сложны в постановке и поэтому неэффективны. Собаки-истребители погибали вместе с танком. На счету 299 собак-истребителей танков – 300 единиц вражеской бронетехники. Выжить смогла только одна собака, и то по счастливой случайности. «Собака побежала к танку, шел страшный бой, осколком срезало вьюк с взрывчаткой, и ранило саму собаку, она полежала немного, а потом все-таки добежала обратно к своему вожатому, но задание выполнила – танк был взорван. Но это – единственный случай, когда истребитель танков остался в живых», — рассказал ветеран Центральной школы военного собаководства Владимир Леонидович Швабский.
В битве под Сталинградом 28-й отдельный отряд служебных собак под командованием майора Л. Кунина истребил 42 танка и две бронемашины. Говорят, что Сталинградом немецкие танкисты, заметив выскочивших им навстречу из окопов собак, повернули назад.
Хвостатые «камикадзе» представляли огромную проблему для немцев, ведь танковый пулемет располагался достаточно высоко и с трудом попадал в быстро перемещающуюся у поверхности земли собаку. Немецкое командование обязало каждого солдата пристреливать любую собаку, появляющуюся в поле зрения. Охотиться на собак предписывалось даже лётчикам истребителей люфтваффе — с самолётов. Собаки-подрывники героически отличились и в боях на Огненной дуге. Так, 6 июля 1943 года, на второй день Курской битвы, на Воронежском фронте в полосах обороны 52-й и 67-й гвардейских стрелковых дивизий, собаки подорвали три танка, остальные повернули назад. Всего, в течение того дня, подразделения собак-истребителей танков подорвали 12 фашистских танков. В дальнейшем потребность в таких собаках отпала, так как танковая и артиллерийская мощь Советского Союза возросла настолько, что могла свободно противостоять немецкой армии и без такого рода затрат. Осенью 1943 года отряды собак-подрывников были ликвидированы. Подвиг советских собак-истребителей танков в нашей стране увековечен памятником под Волгоградом.
Ездовые и санитарные собаки— собаки-санитары отыскивали в лесах и болотах наших раненых бойцов и приводили к ним медпомощь. К тому же они таскали на себе небольшие рюкзачки со всеми необходимыми медикаментами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи. Около 15 тысяч упряжек, зимой на нартах, летом на специальных тележках под огнем и взрывами вывезли с поля боя около 700 тысяч тяжелораненых, подвезли к боевым частям 3500 тонн боеприпасов.
САНИТАР МУХТАР
Тысячи раненых солдат обязаны своим спасением собакам-санитарам. Чуткие, верные и выносливые четвероногие бойцы с прикрепленными на спинах медицинскими сумками находили истекающих кровью бойцов в воронках и развороченных окопах. Они по-пластунски подползали к раненому, ждали, когда тот достанет перевязочный пакет и перевяжет рану, а потом отправлялись к другому. Санитарная собака Мухтар, проводником которой был ефрейтор Зорин, за годы войны вытащила с полей сражений более 400 раненых воинов. Спас Мухтар и своего проводника, когда того контузило от разорвавшейся вблизи бомбы.
Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны тюменца Сергея Соловьева: «Из-за плотного огня мы, санитары, не могли пробраться к тяжело раненным однополчанам. Раненым нужна была срочная медицинская помощь, многие из них истекали кровью. Между жизнью и смертью оставались считанные минуты... На помощь приходили собаки. Они по-пластунски подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждали, когда он перевяжет рану. Только потом отправлялись к другому. Они безошибочно могли отличить живого человека от погибшего, ведь многие раненые находились в бессознательном состоянии. Такому бойцу четвероногий санитар лизал лицо до тех пор, пока он не придет в сознание. В Заполярье зимы суровые, не раз от лютых морозов раненых спасали собаки – они грели их своим дыханием. Вы мне можете не верить, но собаки плакали над умершими...»
Известно о рядовом Дмитрии Трохове. За три года на собачьей упряжке во главе с лайкой Бобиком он вывез с передовой 1580 раненых. Он был награжден орденом Красной Звезды, тремя медалями «За отвагу». Стоит отметить, что санитару за 80 человек, вынесенных с поля боя, присваивали звание Героя Советского Союза. Это, пожалуй, самая героическая и самая полезная работа собак.
Сторожевые собаки работали в боевом охранении, в засадах для обнаружения врага ночью и в ненастную погоду. Эти четвероногие умницы только натяжением поводка и поворотом туловища указывали направление грозящей опасности. Сторожевая овчарка Агай, находясь в боевом охранении, 12 раз обнаруживала гитлеровских солдат, которые пытались скрытно подобраться к позициям наших войск.
А еще собаки служили живыми талисманами, помогали солдатам преодолевать тяготы войны и просто воевали вместе с ними...
Боевой друг СМОУКИ
Йоркширский терьер Смоуки, весом не более 2 кг, стал живым талисманом американской разведывательной эскадрильи ВВС тихоокеанского фронта. Вместе со своим хозяином – летчиком, Смоуки совершил 12 боевых вылетов в кабине самолета. В ходе оборудования военной базы, отважный малыш помог протянуть 20-метровый кабель через трубу, проложенную под взлетной полосой. Смоуки посылали в военные госпитали для психологической помощи раненым и поднятия их боевого духа. Маленький волонтер даже спустя десятилетие после окончания войны все еще помогал ветеранам справиться с психологическими проблемами. В Кливленде благодарными сослуживцами четвероногому солдату установлен памятник.
Товарищ верный, боевой!
Когда рвалИсь снаряды,
Ты молча, рядом, был со мной,
Не требуя награды...