Централизованная библиотечная система города Витебска

Проекты

База доски

кнопка почетные граждане 1

кнопка нв сайт гордость и слава витебска

ги5

ВМ
сценарии 1

наши издания

Храмы Витебска

Наши партнеры

logo

 

КнопкаГодКачества

фпб кнопка

кнопка профдоход

 

1_витьбичи.png

work work work work 001271 4e2e1fe59592de8f87696061fb03ac39 Телеграм

 

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика

     С начала Великой Отечественной Войны корабли Балтийского Флота были блокированы немцами в Ленинграде и Кронштадте, поэтому вся тяжесть войны на море легла на подводников, которые имели в боевом строю 69 подводных лодок, способных действовать на просторах Балтийского моря и непосредственно у побережья противника. Заблокировав наши морские силы в Финском заливе, немцы создали на всем 275 мильном пути в Балтийское море мощный противолодочный рубеж, что исключало возможность его форсирования.

    После войны подсчитали, что вероятность прорыва составляла 3-5%. Это означало, что из сорока подводных лодок в 1942 году в Балтику могли прорваться и вернуться только 2-3 лодки. Но несмотря на минные заграждения, противолодочные сети, пересекавшие с севера на юг Финский залив, ожесточенное противодействие противолодочных сил, подводники успешно действовали на коммуникациях противника, топили его корабли и суда, перевозившие войска, боевую технику и военные грузы. Среди этих героев был Самуил Нахманович БОГОРАД, капитан 3-го ранга, командир Краснознамённой подводной лодки Щ-310 Краснознамённого Балтийского флота, Герой Советского Союза.

Богорад

 

     Самуил Нахманович Богорад родился 18 августа 1907 г. в Витебске. В 1935 году окончил Ленинградский морской техникум. До 1940 года работал помощником капитана на судах Балтийского морского пароходства. С 1940 года в Военно-Морском Флоте СССР. В 1941 году окончил Высшие специальные курсы командного состава подводного плавания учебного отряда подводного плавания. Проходил службу на Краснознамённом Балтийском флоте.

 

    В июне 1941 г. он был назначен на должность помощника командира подводной лодки «Д-2» («Народоволец»), на которой в 1942 году потопил 3 транспорта противника. В начале 1944 года С.Н.Богорад вступил в командование подводной лодкой «Щ-310», отправившей на дно за один поход в октябре месяце 3 транспорта и сторожевой корабль, суммарным водоизмещением более 15000 тонн. Командование Балтийского Флота высоко оценило действия экипажа лодки, наградив многих его членов орденами и медалями Советского Союза, а командир был удостоен высокой Правительственной награды- Ордена Ушакова (второй степени). С марта 1944 года С.Н.Богорад — командир подводной лодки Щ-310.

 

    С.Н.Богорад отличился зимой 1944—1945 гг. Подводная лодка под его командованием за 2 похода потопила 7 вражеских транспортов. Всего экипаж подлодки потопил 9 транспортов и 1 боевой корабль противника. 8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану 3-го ранга Богораду Семёну Нахмановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

    Командующий КБФ в годы войны адмирал В.Ф.Трибуц впоследствии в одной из своих книг писал: «Победы «Щ-310» определялись не только по материальному исчислению-конкретному урону, нанесенному противнику. Почин был ценен и другим. Он подавал хороший пример всем подводникам, провозглашал начало нового наступления. Богорад С.Н. показал себя мастером торпедных атак... Вражеские корабли были потоплены подводной лодкой в очень тяжелых условиях - ночью, в надводном положении, прорывая сильное корабельное охранение».

 

    Капитан 1 ранга Самуил Нахманович Богорад был не только легендарным подводником Балтики, но и ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы. Еще живы свидетели, которые помнят Самуила Богорада - командира и человека. Вот воспоминания командира 107 отдельного дивизиона подводных лодок капитана 1 ранга в отставке Камышана В.Ю., датированные 10 января 2005 г. «Я знал Самуила Нахмановича Богорада по совместной работе в Латвийском Морском Пароходстве с 1977 г., где Богорад почти четверть века был одним из ведущих капитанов. Нас объединяла еще и многолетняя служба на подводных лодках. Это был не только грамотный и смелый командир подводной лодки, но человек с добрым сердцем и благородной душой. Приведу один из эпизодов боевых действий ПЛ «Щ-310». Шел апрель 1945 года. Немецкая группировка в Курляндии была окружена советскими войсками и из-за отсутствия топлива не могла использовать танки и авиацию. Руководство фашистской Германии направило несколько танкеров с бензином в Вентспилский порт, но на пути у них встали наши подводные лодки «Щ-310» и «Щ-306». 14 апреля 1945 г. Богорад последним торпедным залпом послал на дно вражеское судно «Гетерринг» водоизмещением 6267 тонн. Вот как это было. Находясь в заданном районе, Богорад обнаружил немецкое судно.

 

    Убедившись, что на нем нет вооружения, подводная лодка всплыла в надводное положение. Командир лодки отдал приказ капитану немецкого судна: «Экипажу в шлюпки и на берег. Капитану с судовыми документами прибыть на борт лодки». В считанные минуты экипаж немецкого судна покинул его и на шлюпках направился к берегу, а капитан прибыл на борт лодки, взяв с собой на память о покидаемом судне-бинокль, с которым он не расставался всю войну.     

     Капитану тоже сохранили жизнь, отпустив на берег. Немецкое судно было торпедировано. Поставленная задача была выполнена. Вахтенный журнал и бинокль остались на ПЛ «Щ-310».

 

     Прошло много лет. С.Н.Богорад длительное время работал капитаном транспорта. Однажды, выйдя из Риги в штормовую погоду и направляясь в один из европейских портов, решил пройти не проливной зоной через проливы Бельт и Зунд, а Кильским каналом. Проход Кильским каналом требовал обязательного присутствия на борту лоцмана и рулевых. На одном из галсов немецкий лоцман попросил у капитана бинокль и узнал в нем свою вещь. Он повернулся в сторону капитана. Немая сцена... Лоцман и капитан пристально смотрят друг на друга, вспоминая тот роковой день - день победы одного и поражения другого. Конечно же они узнали друг друга. Какое-то мгновение они стояли молча, а затем обнялись. Лоцман был тем самым капитаном немецкого судна, экипажу которого в годы войны командир советской подводной лодки «Щ-310», еврей по национальности, подарил жизнь, разрешив на шлюпках сойти на берег. Разве это не проявление Ума и Благородства человеческой души?! Таким он был в большом и малом, таким его знали и таким его помнят».

 

     До 1961 года С.Н.Богорад продолжал службу в ВМФ СССР. Жил в Риге. С 1961 года по 1976 год работал в должности старшего помощника капитана и капитана на судах Латвийского морского пароходства. С.Н.Богорад награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями.

gerb   flag

Вход на сайт

Переключение языков

  • Русский язык
  • Беларуская мова

.jpg

Социальные группы

VK
FB

ПЦПИ

Льготы 1

uni.png

vit.png