Централизованная библиотечная система города Витебска

Проекты

База доски

кнопка почетные граждане 1

кнопка нв сайт гордость и слава витебска

ги5

ВМ
сценарии 1

наши издания

Храмы Витебска

Наши партнеры

logo

 

КнопкаГодКачества

фпб кнопка

кнопка профдоход

 

1_витьбичи.png

work work work work 001271 4e2e1fe59592de8f87696061fb03ac39 Телеграм

 

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика

Опыт военных действий свидетельствует о том, что авиация является важнейшим видом вооруженных сил. В годы Великой Отечественной войны «сталинские соколы» внесли достойный вклад в победу над врагом. В числе прославленных летчиков истребителей значится имя Анатолия Емельяновича Голубова.

ГолубовРодился он 29 апреля 1908 года в деревне Новомарковка, ныне Кантемировского района Воронежской области. В 1922-1925 годах работал пастухом и батраком. В 1925-1927 годах - на заводе «Охра» конюхом, рабочим шаровой мельницы, старшим рабочим селектора, помощником машиниста. С октября 1927 года - на угольных рудниках в городе Шахты (Ростовская область): грузчиком, отбросчиком породы, крепильщиком, забойщиком.

С 1929 года - тракторист и бригадир тракторной бригады в коммуне «Страна Советов». С осени 1930 года в рядах Красной Армии, окончил полковую школу 25-го артиллерийского полка 25-й стрелковой Чапаевской дивизии (город Кременчуг). Служил командиром орудия, помощником командира огневого взвода. Однажды, на показательных стрельбах Анатолий Голубов удивил всех, поразив 6-ю снарядами все 6 движущихся мишеней. Сам командующий округом И.Э.Якир наградил снайпера именным портсигаром. Молодой солдат побывал в Москве на Красной площади в качестве почётного гостя, приглашённый на военный парад.

 В августе 1932 года зачислен курсантом в 3-ю военную объединённую школу техников и пилотов (город Пермь), откуда в мае 1933 года переведён в Одесскую военную авиационную школу лётчиков. С ноября 1933 года служил в ней лётчиком-инструктором. С января 1937 года - командир отряда Борисоглебской военной авиационной школы лётчиков. С декабря 1940 учился на оперативном факультете командиров полков при Военно-Воздушной академии. В июне 1941 года назначен начальником курсов по подготовке командиров звеньев, при формировавшейся 67-й истребительно-авиационной дивизии. С июля 1941 года - помощник командира 27-й истребительной авиационной дивизии. С сентября 1941 года капитан А.Е.Голубов - помощник командира 523-го ИАП (Ленинградский фронт), летал на ЛаГГ-3.

     

В марте 1942 года майор А.Е.Голубов назначен командиром этого полка. С ноября 1942 года - командир 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Летал на Як-7, Як-9 и Як-3. О командире полка говорили по-разному. Одни видели в нём человека большой силы воли, отваги и мужества. Другие обращали внимание на большую требовательность, которая каким-то образом уживалась в нём с добротой и чуткостью в обращении с подчинёнными. Третьи говорили о его умении расположить к себе человека. И все они по-своему были правы. Анатолий Емельянович - человек многогранный: добрый, твёрдый и решительный, строгий, требовательный и мягкий, простой и сложный, мудрый и открытый. Быть может, именно этими гранями человеческого характера и привлекал он людей.

Он пользовался в полку исключительным авторитетом. К советам и предложениям подчинённых прислушивался внимательно. Если требовалось, мог возразить, но делал это с должным тактом, доброжелательно. Грубых слов от него никто не слышал. Под его командованием 18-й Гвардейский полк был дважды награждён орденом Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени, заслужил почётное наименование «Витебский». Летом 1943 года инициатива уже прочно принадлежала советской авиации, моральное превосходство наших лётчиков было явным. Это особенно ярко проявлялось в минуты неравного боя. Так, в дни сражений на Курской дуге 16 истребителей, ведомые подполковником Голубовым, возвращались с задания и натолкнулись на вражескую армаду, состоящую из 50 «Юнкерсов» и 40 «Хейнкелей». По сигналу Голубова наши истребители на большой скорости врезались в строй вражеских бомбардировщиков. В результате немцы не выдержали, ушли за линию фронта, потеряв 14 машин. В группе Голубова были сбиты 2 самолёта.

   

28 июня 1944 года, при совершении разведывательного вылета, самолёт Голубова был подбит огнём зенитной артиллерии и совершил вынужденную посадку. Пилот получил тяжёлые травмы и ожоги. Из воспоминаний однополчан: «К вечеру все в полку уже знали, что случилось в тот памятный день. Вступив в бой с двумя «мессерами», Голубов с первой атаки сбил ведомого. Самолет упал недалеко от Борисова. Второй фашист не проявлял особой активности, но и не выходил из боя. Находясь в вираже, он все время оттягивал наш «ястребок» к лесу, откуда сразу был открыт сильный зенитный огонь. Машина Голубова попала в ловушку. Зенитный снаряд, угодивший в правое крыло, зажег бензобаки. Самолет горел, находясь на небольшой высоте над расположением вражеских войск. Чтобы не попасть в руки противника, Голубов развернул машину в сторону наших пехотинцев, форсировавших Березину.

Огонь все ближе подбирался к пилотской кабине. Едкий дым затруднял дыхание. На высоте 40–50 метров от объятого пламенем правого крыла начали отваливаться куски. Неуправляемый самолет стал падать. С большим трудом Голубов открыл фонарь кабины, чтобы покинуть горящую машину, но всепожирающий огонь тут же охватил его одежду. А земля все ближе и ближе... «Отлетался, старик, конец», — молнией мелькнула в голове мысль. Он успел вынести ногу на левую плоскость, и ураганный поток встречного воздуха сбросил его с самолета. Все это произошло в считанные секунды. Больше командир полка ничего не помнил. Болото и ранец парашюта смягчили удар. В бессознательном состоянии полуживого Голубова подобрали наши пехотинцы и доставили в ближайший госпиталь.

 

Там ему оказали первую помощь и самолетом отправили на наш аэродром, откуда он и попал в Москву. Четверо суток подполковник не приходил в сознание. Лучшие врачи вели борьбу за жизнь отважного летчика. Его организм оказался на редкость крепким, и смерть постепенно отступала. Через 6 месяцев полковник действительно вернулся к нам. Было тяжело смотреть, как он ковылял по полю, словно собранный из разрозненных частей. Но едва он немного поправился, как сразу же вылетел на очередное боевое задание во главе 18-го полка, мы снова видели «Батю» в кабине боевого «ястребка». Он командовал нами до окончательной победы. Этот человек сумел победить даже смерть...».

 

К маю 1945 года заместитель командира 303-й истребительной авиационной дивизии (1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Гвардии подполковник А.Е.Голубов совершил 357 боевых вылетов, провёл 43 воздушных боёв, в которых сбил лично 7 самолётов противника (в наградном листе говорится о 10 победах, но это не подтверждается какими-либо оперативными и отчётными документами). Воевал на Ленинградском, Юго-Западном, Западном, 3-м Белорусском фронтах.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1955 года генерал-майор авиации А.Е.Голубов - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами: Ленина, 4-мя орденами Красного Знамени, Суворова 3-й степени, Александра Невского, Красной Звезды, медалями.

gerb   flag

Вход на сайт

Переключение языков

  • Русский язык
  • Беларуская мова

.jpg

Социальные группы

VK
FB

ПЦПИ

Льготы 1

uni.png

vit.png