Централизованная библиотечная система города Витебска

Проекты

База доски

кнопка почетные граждане 1

кнопка нв сайт гордость и слава витебска

ги5

ВМ
сценарии 1

наши издания

Храмы Витебска

Наши партнеры

logo

 

КнопкаГодКачества

фпб кнопка

кнопка профдоход

 

1_витьбичи.png

work work work work 001271 4e2e1fe59592de8f87696061fb03ac39 Телеграм

 

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика

Князев Василий Александрович – командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, старший лейтенант.

Родился 9 января 1920 года в деревне Княжица Витебского района в семье крестьянина. Белорус. Член КПСС с 1942 года. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем-автоматчиком вагоноремонтного пункта 6-го участка станции Витебск. Окончил Витебский аэроклуб.


Князев 

В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков и курсы командиров звеньев. Служил Князев командиром звена одной из эскадрилий 88-го истребительного авиаполка, базировавшегося в районе города Винницы. Летал на самолёте И-16.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Утром 23 июня 1941 года командир звена младший лейтенант Князев первым в полку сбил вражеский самолёт. Когда в небе появился одиночный Ju-88, Князев поднялся в воздух, догнал противника и атаковал его. Пулемётной очередью прошил крыло, задымил левый мотор. Ещё через мгновение «Юнкерс» перешёл в крутое пике и врезался в землю.

В начале августа 1941 года начались ожесточённые бои к югу от Киева. Князев в составе своего авиаполка сражался на участке фронта 26-й армии, прикрывая переправы через Днепр у Канева и Черкасс, сопровождая в боевых вылетах штурмовиков и бомбардировщиков. 30 августа 1941 года воздушные бои велись уже в районе Днепропетровска. В этот день 3 истребителя, в том числе и Князев, поднялись в воздух для прикрытия наших войск. Прибыв в указанный район, тройка обнаружила две пары новых немецких истребителей Ме-109F, подкрадывавшихся к двум нашим «тихоходам» Р-5. Звено устремилось на врага. Один из «Мессеров», попав под сосредоточенный заградительный огонь, завалился на левое крыло и заштопорил до самой земли, окутавшись дымом. В этот момент новая четвёрка вражеских истребителей внезапно атаковала машину Князева. Тот смело пошёл в лобовую атаку и несколькими пулемётными очередями пробил бензобак одного из «Мессеров», вспыхнувшего ярким факелом. Но И-16 Князева тоже был подбит и на глазах товарищей, окутанный клубами чёрного дыма, перешёл в штопор. Товарищи, маневрируя на встречных курсах, прикрывали машину товарища от атак шести Ме-109. Князев, тем временем, сумел выйти из штопора, глубоким скольжением сбил пламя и взял курс за Днепр. Там он сумел благополучно посадить повреждённую машину. Пара наших истребителей продолжила бой и сбила ещё одного «Мессера». Спустя несколько дней самолёт Князева был повреждён во время штурмовки вражеской мотоколонны. Лётчику пришлось совершить вынужденную посадку на вражеской территории. Почти двое суток шёл он к своим, разыскал полк, который к тому времени базировался уже в Таганроге.

В ноябре 1941 года Князев, имевший на своём счету уже 6 воздушных побед, в числе других наиболее отличившихся пилотов полка был награждён орденом Красного Знамени. В феврале 1942 года, к празднику Красной Армии, Василий Князев был награждён ещё одним орденом Красного Знамени.

 

В марте 1942 года начались бои в районе города Барвенково. В один из дней четвёрка Ме-109 неожиданно блокировала наш аэродром. Василий Александрович, выбрав благоприятный момент, всё же сумел подняться в воздух. Сблизившись с врагом, дал залп реактивными снарядами. Связав «Мессеры» боем, он дал возможность подняться в воздух дежурным истребителям. Налёт врага был сорван. Спустя несколько дней, Князев в тяжёлом бою с превосходящими силами противника сбил очередной «Мессер».

Летом 1942 года лётчики 88-го авиаполка приняли участие в боях за Северный Кавказ. В августе 1942 года противник пытался на нескольких участках форсировать Терек. Утром 16 августа Василий Князев вылетел на разведку северного берега и её притоков. Умело маневрируя, прижимаясь к земле, он на бреющем пролетел ущелье по Тереку. В лесах в районе Прохладного Князев обнаружил крупную группировку противника и быстро скрылся за облаками. Немцы готовились к форсированию реки. Доставленные лётчиком ценные сведения помогли нашему командованию оперативно ввести в действие части 4-й воздушной армии. Первую группу штурмовиков повёл к цели сам Князев. Только в этот день по вражеской группировке нанесли удары более 400 самолётов. Три дня наша авиация во взаимодействии с пехотой вела борьбу с попытками противника прорваться на южный берег Терека. Понеся большие потери, немецкие войска отказались от своих замыслов.

 

В начале 1943 года 88-й авиаполк был переброшен на Кубань, где вошёл в состав 229-й истребительной авиационной дивизии. К маю 1943 года лётчики уже освоили новые истребители ЛаГГ-3. Старший лейтенант Князев стал командиром эскадрильи. Прибыв на Кубанскую землю 23 мая, уже через 3 дня лётчики полка включились в боевую работу. Уже в первый же день, 26 мая, они сделали 56 боевых вылетов, одержав первые победы. Последующие дни были ещё более горячими.

Так, 28 мая 1943 года шестёрка истребителей, ведомая Князевым, провела успешный бой с 30 бомбардировщиками врага. Было сбито 6 самолётов противника, один из которых записал на свой счёт командир группы. В один из июньских дней 1943 года Князев повёл шестёрку «ЛаГГов» в район населённых пунктов Благодатное - Подгорный, где постами воздушного наблюдения обнаружены самолёты врага. Вскоре комэск увидел 27 «Юнкерсов». Численный перевес врага не смутил ведущего. Князев решительно направил истребитель в середину одного из оборонительных кругов фашистских бомбардировщиков. За ним устремились ведомые. «Юнкерсы» шарахнулись в разные стороны и сразу же лишились взаимной боевой поддержки. Воспользовавшись этим, Князев и его ведомые стали расстреливать врагов в упор. В этом бою шестёрка "ЛаГГов" сбила 6 бомбардировщиков противника.

В замечательной победе, одержанной нашими лётчиками, была большая заслуга их командира - Василия Князева. В небе Кубани Князев не раз водил в бой большие группы истребителей. Однажды, чтобы дать возможность ведомому посадить сильно повреждённую в бою машину, комэск один дрался с шестью «Мессерами». Он не только выдержал неравный поединок, но и сбил один Ме-109. В другой раз Князева зажали в тиски 4 Ме-110. Искусно маневрируя, он оттянул их в сторону действия нашей ПВО, и противник вынужден был повернуть, спасаясь от зенитного огня. Мастерски был проведён Князевым в паре с младшим лейтенантом Базуновым бой над станицей Крымской. Тогда, по сигналу радиостанции наведения, они были нацелены на группу бомбардировщиков Не-111, которую прикрывали 6 истребителей Ме-109F. Князев, увлекая за собой ведомого, смело атаковал неприятеля. С первых очередей загорелись два «Хейнкеля». Остальные стали сбрасывать бомбы куда попало. Истребители прикрытия навалились на пару "ЛаГГов" четвёркой. Два из них, выскочив из облаков, оказались в хвосте самолёта комэска. Базунов в это время вёл бой со второй парой Ме-109 и не мог прикрыть командира. Огненные очереди потянулись к машине Князева, и она начала отвесно падать. И тогда противник бросился на Базунова. Вдруг, откуда ни возьмись, появился «сбитый» советский истребитель и меткой очередью ударил по врагу. Это был Василий Князев. Он лишь имитировал падение, а над самой землёй вывел ЛаГГ-3 из пике и снова вступил в бой. Противник растерялся. В это время на помощь нашим лётчикам пришли товарищи. Врагу не оставалось ничего другого как уйти, бросив догорать один «Мессер», сбитый Князевым.

 

К середине июня 1943 года командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Князев произвёл 576 боевых вылетов, в 122 воздушных боях лично сбил 11 и в группе 9 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Василию Александровичу Князеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1146). После Кубани вместе с боевыми товарищами Князев дрался в небе Новороссийска.

В приказе Верховного Главнокомандующего среди наиболее отличившихся частей и соединений, получивших почётное наименование «Новороссийских», был и 88-й истребительный авиаполк, а 229-я авиационная дивизия, в которую он входил, получила почётное наименование «Таманской». 20 января 1944 года 4-я воздушная армия получила боевую задачу: за час до подхода Керченского десанта подавить огонь артиллерии противника и уничтожить его прожекторы. Кроме того, надлежало прикрыть плавучие средства на переходе и в районе высадки десанта. Князев участвовал в этой операции. Началась битва за Керчь. 22 января была обнаружена в районе посёлка Семь Колодезей группа из 23 «Юнкерсов». Их настигли и атаковали истребители капитана Князева. В ходе боя один «Юнкерс» был им сбит, другой подбит. Вскоре Отдельная Приморская армия влилась в состав 4-го Украинского фронта, и 88-й авиаполк временно был переведён в 8-ю воздушную армию.

18 апреля 1944 года он начал боевые действия в районе Севастополя. В ходе решающих боёв за легендарный город русской воинской славы за 4 дня работы лётчики полка сбили 14 вражеских самолётов, 2 из которых были на счету Князева. 13 мая 1944 года, после полного изгнания с Крымской земли немецких войск, полк передал свои ЛаГГ-3 в другую часть и отправился на один из тыловых аэродромов для переучивания на новые истребители Ла-5.

 

С лета 1944 года по весну 1945 года в составе 2-го Белорусского фронта Василий Князев участвовал в воздушных боях в небе Польши и Восточной Пруссии. В конце апреля 1945 года Новороссийский истребительный авиационный полк, ставший к тому времени уже 159-м гвардейским, перебазировался на аэродром Пазевальк, расположенный в 115 км от Берлина. Отсюда Князев и другие лётчики полка совершали последние боевые вылеты, сопровождая штурмовики в район города Штеттина (Щецын, Польша). Этим и закончились их боевые действия в Великой Отечественной войне. К концу войны капитан Князев совершил рекордное число боевых вылетов среди пилотов истребительной авиации ВВС Красной Армии - 1088 ! Проведя 139 воздушных боёв, сбил 29 самолётов противника.

 

После войны В.А.Князев продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). Командовал истребительным авиационным полком, а уволился в запас с должности командира дивизии. С 1962 года полковник В.А.Князев - в запасе. Жил в городе Одессе. Именем Героя названа улица в городе Витебске.

Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. 

 

gerb   flag

Вход на сайт

Переключение языков

  • Русский язык
  • Беларуская мова

.jpg

Социальные группы

VK
FB

ПЦПИ

Льготы 1

uni.png

vit.png