Централизованная библиотечная система города Витебска

Проекты

База доски

кнопка почетные граждане 1

кнопка нв сайт гордость и слава витебска

ги5

ВМ
сценарии 1

наши издания

Храмы Витебска

Наши партнеры

logo

 

КнопкаГодКачества

фпб кнопка

кнопка профдоход

 

1_витьбичи.png

work work work work 001271 4e2e1fe59592de8f87696061fb03ac39 Телеграм

 

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика

Павла Анатольевича Судоплатова называли магистром спецопераций советской разведки. Его судьба драматична и полна интересных событий. Ему неоднократно угрожала опасность, а выжить помогали стечение обстоятельств и везение.


Судоплатов

20 июля 1907 в Мелитополе родился Павел Анатольевич СУДОПЛАТОВ, советский разведчик, диверсант, сотрудник ОГПУ (позже НКВД — НКГБ), перед арестом в 1953 году — генерал-лейтенант МВД СССР. Во время Великой Отечественной войны, возглавляя 4-е управление НКВД, участвовал в организации минирования стратегических объектов в периодобороны Москвы, диверсионной деятельности против немецких войск на Кавказе, стратегических радиоигр с немецкой разведкой. Судоплатов непосредственно руководил деятельностью на оккупированной немецкими войсками Западной Украине партизанского отряда специального назначения Дмитрия Медведева, который являлся базой для легендарного разведчика Николая Кузнецова, возглавлял отдел, обрабатывавший информацию о разработке атомной бомбы в США.
   

Павел Судоплатов родился в славном городе Мелитополе и по отцу был украинцем. Включая Павла, в семье было пятеро детей, после смерти отца все заботы о которых навалились на мать. В юном возрасте мальчику попалась книга Бухарина «Азбука революции». Воодушевлённый идеей справедливого общества, в 1919 году двенадцатилетний Павел покинул дом вместе с конным отрядом Красной Армии, проходившей через город. Красноармейцы сражались в основном с украинскими националистами — войсками Петлюры и Коновальца. Позже попал в плен, бежал, оказался в занятой белыми Одессе, где беспризорничал, подрабатывал в порту. После занятия города красными вновь вступил в РККА. А в четырнадцать лет, как один из немногих, умевших читать и писать, был принят на работу в Особый отдел ВЧК. К этому времени относится его первый опыт «общения» с украинскими националистами. 

Надо отметить, что в январе 1919 года, в самый разгар гражданской войны, украинские националисты объявили войну России и всему руководству большевиков, провозгласив независимую Украинскую республику. Другими словами, главными противниками красноармейцев на тот момент были не столько белогвардейцы, сколько местные националисты. Через два года Красная Армия, наконец, сокрушила бандитов, изгнав их лидеров. Судоплатова приставили к телеграфисту роты связи, и мальчик оказался участником боев на Польском фронте.

В 1921 году в ходе типового досмотра личных вещей у Судоплатова обнаружили запрещенную литературу с пометками. Сделанные им записи позволили полагать, что юноша способен проявить себя в политическом направлении. Его отправили на курсы спецподготовки. По окончании обучения Павла назначили заведующим информационным отделом окружной комиссии ЛКСМУ в Мелитополе. Следующей ступенью карьеры стала работа младшим оперуполномоченным в ГПУ Мелитополя. Молодой человек контролировал работу агентов, внедренных в греческое, немецкое и болгарское поселения. Судоплатову на тот момент было 17 лет.
   

В 1927 году Судоплатова был переведен в Харьков в ГПУ УССР. Тогда и произошла судьбоносная встреча Павла Анатольевича с Эммой Кагановой, ставшей впоследствии ему верной спутницей жизни.

С 1932 года Судоплатов был переведён во внешнюю разведку. Сначала он работает курьером и нелегальным агентом, но благодаря уникальным способностям быстро продвигается по службе. Вскоре ему поручают разрабатывать диверсии, разведоперации. Судоплатов создаёт агентурные сети. За весь стаж — ни одного провала. Его имя было засекречено, о нём не знал никто, кроме самых близких родственников и высокого начальства. Агентурные донесения подписывались псевдонимом "Андрей".
   

Одной из первых блестяще выполненных операций Павла Судоплатова стало устранение лидера украинских националистов (ОУН) Евгения Коновальца. В Европе уверенно крепли и расширялись разного рода объединения украинских националистов. В ОГПУ не могли игнорировать этот факт, было принято решение о необходимости внедрения в их круги своего человека. Своим авторитетом Коновалец сдерживал попытки молодых националистов навязать свою линию поведения в борьбе за независимость Украины, единства мысли среди них не было. Владея информацией о внутренних конфликтах в организации противника, в ОГПУ предположили, что уничтожив авторитетного лидера, эту общность запросто можно расколоть. Шла весна 1938 года, когда война с Германией считалась неизбежной. ОУН готовились выступить на стороне Гитлера. Войдя в ближайшее окружение Коновальца под видом молодого студента, Судоплатов договорился с Коновальцем о встрече. Место встречи было неизвестно до последнего момента. Советскому агенту пришлось прорабатывать возможные пути отхода во всех основных городах Европы. Наконец, встреча состоялась в роттердамском кафе. На прощанье Судоплатов вручил украинскому полковнику коробку конфет с видами Киева. В коробку было вмонтировано хитроумное взрывное устройство. Оно сработало через полчаса после ухода молодого человека. С Коновальцем было покончено. Операция по ликвидации Коновальца прошла успешно, никто не заподозрил советский след в теракте, а если и заподозрил, то не смог доказать. И еще много лет никто не знал подробности этой спецоперации. После ликвидации Коновальца Судоплатов через Францию бежал в республиканскую Испанию, где в течение трех недель в качестве польского добровольца находился в составе руководимого НКВД интернационального партизанского отряда. Там он познакомился с Рамоном Меркадером дель Рио, будущим убийцей Троцкого.

Вернувшись из-за границы, Судоплатов впервые встретился с Берией. Около четырёх часов тот расспрашивал о подробностях операции против Коновальца. После этого Судоплатова назначили заместителем начальника иностранного отдела НКВД, он начал заниматься созданием агентурных сетей за границей.

 

Летом 1938 года в НКВД начались чистки. Отозванные из-за границы агенты попадали сразу в тюрьмы, а сотрудники Лубянки исчезали один за другим. В ноябре арестовали прямых начальников Судоплатова, затем Ежова. Берия становится наркомом внутренних дел. Судоплатова понизили в должности и предложили исключить из партии. Ему помог случай. Сталин решил расправиться со своим давнишним врагом по партии Львом Троцким, и тут выяснилось, что планирование этой операции некому поручить, кроме Судоплатова. Его снова повысили — до заместителя главного начальника Госбезопасности. Правда, в этот раз он выступал в качестве разработчика операции в паре с Н.Эйтингоном. А исполнителем стал агент Меркадер, который под видом троцкиста должен был попасть на прием к Троцкому, затем убить опального политика и скрыться на машине, находящейся поблизости. Троцкий, будучи выдворенным из СССР в 1929 году, после долгих странствий обосновался в Мексике. Там он пытался вести работу по расколу международного коммунистического движения с тем, чтобы потом возглавить его. А главное — он был личным врагом Сталина и вел активную пропаганду против него, чего Сталин, естественно, простить ему не мог. Но троцкисты занимались не только пропагандой. Вместе с Абвером они организовали в 1937 году в Барселоне мятеж против республиканского правительства, передавали немецкой разведке материалы о деятельности европейских компартий в пользу СССР и т.д. Обстоятельства первого и второго покушений на Троцкого подробно описаны, и нет смысла повторяться.

 

В предвоенные годы Судоплатов выезжал в Латвию под видом «советника Молотова», где он установил контакт с министерством иностранных дел латвийского правительства. Тогда же он участвовал в операциях по присоединению к СССР Западной Украины.
 

Когда началась Великая Отечественная война, Судоплатов возглавил всю разведывательно-диверсионную работу, занимаясь созданием агентурных сетей на оккупированной территории и распространением дезинформации, диверсией в тылу у немцев, организацией партизанской войны. Для этого в НКВД была сформирована Отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН), предшественница современного спецназа. Ее задачей стали: ведение разведки против Германии и ее союзников; создание агентурной сети на оккупированных территориях; организация партизанской войны; ведение радиоигр с немецкой разведкой. В бригаду вошли только добровольцы — политэмигранты, спортсмены, комсомольские активисты, радисты-моряки. Непосредственное участие в создании бригады приняли руководящие деятели Коминтерна Георгий Димитров, Долорес Ибаррури и другие.
   

Когда в октябре 1941 года немцы подошли вплотную к Москве, Судоплатов получил приказ во что бы то ни стало защитить центр столицы и Кремль и устное распоряжение Берии — заминировать город. В течение нескольких дней люди Судоплатова минировали вокзалы, станции метро, улицы, некоторые правительственные здания и дачи. К счастью, взрывать город не пришлось, однако не все здания были разминированы. Впоследствии это стало причиной обвинения Судоплатова в том, что они с Берией планировали свержение советского правительства. Так, тротил под гостиницей "Москва", заложенный во время войны, обнаружили случайно только в 2005 году. В те недели, когда враг угрожал Москве (октябрь — ноябрь 1941 года), ОМСБОН получила задание до последней капли крови оборонять центр Москвы и Кремль. Ее бойцы заняли позиции вокруг Кремля, в том числе в Доме Союзов. Были моменты, когда ОМСБОН оставалась, по существу, одним из немногих полностью боеспособных соединений, оборонявших Москву.
   

В октябре 1941 года Особая группа была преобразована в 4-е Управление НКВД, которое возглавил Судоплатов. По его инициативе из тюрем были освобождены многие бывшие сотрудники госбезопасности, в том числе Медведев и Прокопюк, позже удостоившиеся звания Героя Советского Союза за успешное руководство партизанскими отрядами, Каминский, погибший в тылу врага, и другие.

Судоплатов получил и еще одно назначение: стал заместителем начальника штаба НКВД по борьбе с немецкими парашютными десантами. А с весны 1942 года в его подчинение передали группу десантников с эскадрильей транспортных самолетов и бомбардировщиков дальнего действия. Таким образом, работы тридцатипятилетнему Павлу Судоплатову хватало.
 

В годы войны его служба стала главным центром разведывательно-диверсионной работы органов госбезопасности в немецком тылу. Именно под ее влиянием возникли первые партизанские отряды и истребительные группы, развертывалось партизанское движение в Белоруссии, Украине, Прибалтике. В тыл противника было направлено более двух тысяч оперативных групп общей численностью около пятнадцати тысяч человек, в том числе такие замечательные разведчики, как Ваупшасов, Карасев, Кудря, Кузнецов, Лягин, Медведев, Мирковский, Прокопюк, Прудников, Шихов и другие. О каждом из этих людей написано немало книг и статей, созданы художественные произведения и фильмы, многие из тех, кому удалось дожить до победы, оставили свои воспоминания, поэтому мы не будем останавливаться на описании их подвигов. Подразделения 4-го управления и ОМСБОН уничтожили сто пятьдесят семь тысяч немецких солдат и офицеров, ликвидировали восемьдесят семь высокопоставленных фашистов, выявили и обезвредили две тысячи сорок пять агентурных групп, пустили под откос десятки эшелонов.
   

Летом 1942 года, в разгар немецкого наступления, Судоплатов с собранной им за двадцать четыре часа группой альпинистов из ста пятидесяти человек вылетел на Кавказ. Альпинисты приняли участие в обороне горных перевалов, а также в подрыве нефтяных цистерн, скважин и буровых вышек в районе Моздока. Судоплатов находился в последней группе, уходившей в горы. Немцы не смогли использовать нефть Северного Кавказа. В Тбилиси, опасность захвата которого немцами была вполне реальна, Судоплатов занялся созданием подпольной агентурной сети.
 

В разгар Сталинградской операции Судоплатов получил приказ от Берии считать приоритетной атомную проблему и получение информации о работе ученых за границей по созданию атомной бомбы. Курчатов назвал 7 наиболее важных центров и 26 ученых в США, информация о деятельности которых имела огромное значение. И Судоплатов начал работу. Быстро и легко он сумел найти общий язык с такими корифеями науки, как Иоффе, Курчатов, Алиханов и другие. Ученым были созданы все условия для работы и привилегированные, особенно ценимые в военное время, условия питания, быта, благоустройства для них и членов их семей, обеспечена их безопасность и неприкосновенность. Его агентура в Англии и США добыла документы из закрытых публикаций об атомной энергии, благодаря чему атомная бомба в СССР была создана всего за 4 года.
 

В 1941 — 1945 годах Судоплатов руководил стратегическими радиоиграми с германской разведкой «Монастырь» и «Березино». В этих «играх» главными противникоми Судоплатова были адмирал Канарис и Отто Скорцени, которых Судоплатов блестяще переиграл.
   

Не успело затихнуть эхо Второй мировой войны, как пришло время «холодной». К этому времени Судоплатов был в зените своей карьеры: он стал начальником 4-го управления, прославившегося в годы войны (из двадцати восьми чекистов, Героев Советского Союза, двадцать три были офицерами его управления), получил звание генерал-лейтенанта и был избран членом парткома НКГБ, именно ему поручили выступить с официальным докладом на торжественном собрании сотрудников аппарата всего наркомата в 1945 году. Однако вскоре 4-е управление было расформировано, отдел «С» преобразован, так что Судоплатов временно остался не у дел. Ему, правда, поручили руководство спецслужбой разведки и диверсий за рубежом при МГБ СССР, но новый министр Абакумов относился к нему без должного уважения, перестал приглашать на совещания, решая все вопросы только по телефону.
   

В 1951—1952 годах спецслужбой, которой руководил Судоплатов совместно с ГРУ, был подготовлен план диверсионных операций на американских военных базах и объектах на случай войны. К счастью, он так и остался нереализованным. В этот же период Судоплатов осуществлял общее руководство по выводу за рубеж В.Фишера (будущего знаменитого Рудольфа Абеля), занимался выводом Хохлова, ставшего предателем, и т.д. Одной же из приоритетных задач стала работа по разгрому вооруженного националистического подполья в Западной Украине и Прибалтике. В своих мемуарах Судоплатов признает, что специальной группой, направленной в Саратов, был умерщвлен находившийся там на лечении один из лидеров украинских националистов Шумский. Судоплатов, правда, оговаривается, что в его задачу входило лишь «устроить так, чтобы сторонники Шумского не догадались, что его «ликвидировали»». Позднее был ликвидирован другой крупный националист, архиепископ униатской церкви Ромжа. В конце 1949 года Судоплатов выехал во Львов, где оставался около полугода. Ему удалось разыскать главу подполья Шухевича. В завязавшейся перестрелке тот был убит.
   

В 1952 году, незадолго до смерти Сталина, Судоплатов участвовал в обсуждении плана убийства югославского лидера Иосифа Броз Тито. Для этой цели намечалось использовать опытного агента «Макса» — Григулевича. Судоплатов выступил против этого плана, считая, что Григулевич не подходит для этого задания. К счастью, план так и остался на бумаге, так как Сталин умер, и вопрос отпал сам собой. Пожалуй, это было одно из последних мероприятий внешней разведки, к разработке которых Судоплатов имел отношение.
   

Вскоре после смерти Сталина и ареста Берии для Павла Анатольевича Судоплатова начались тяжкие времена. 21 августа 1953 года Судоплатова арестовали в его рабочем кабинете. Ему был предъявлено обвинение в том, что он активный участник заговора Берии, целью которого был захват власти, его доверенное лицо и сообщник, планировавший теракты против руководителей советского государства. Затем формула обвинения была несколько смягчена, но суть его осталась прежней.

Следствие, за время которого Судоплатов прошел через тяжелейшие физические и нравственные страдания, стал инвалидом, длилось более пяти лет. Лишь 12 сентября 1958 года его дело было рассмотрено Военной коллегией Верховного суда. Он был приговорен к пятнадцати годам тюремного заключения. На свободу вышел 21 августа 1968 года, ровно через пятнадцать лет после ареста. Судоплатов пережил 3 инфаркта, один его глаз ослеп, мужчине присвоили инвалидность второй группы, но все это не сломило воли и духа бойца. В 1992 году патриот своей страны дождался полной реабилитации и очищения репутации.

Павел Судоплатов скончался в 1996 году в возрасте 95 лет. В 1998 году награды героя были восстановлены указом президента Российской Федерации.
   

Биография Павла Анатольевича Судоплатова богата на непредсказуемые повороты судьбы. Она тесно связана с политической историей страны, поэтому нередко становится основой для книг и фильмов. Образ сотрудника советской разведки освещен в кинопроектах «Дети Арбата», «Поединки», «По лезвию бритвы», «Вангелия», «Апперкот для Гитлера». История жизни Павла Судоплатова описана в книгах «Гений террора» и «Волкодав Сталина». Служащий структур госбезопасности, он сам был автором нескольких произведений, в которых описывал свою рабочую деятельность и перипетии, связанные с ней. В числе книг, написанных Судоплатовым, числятся «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930—1950 годы», «Разные дни тайной войны и дипломатии. 1941 год», «Победа в тайной войне. 1941—1945 годы». Имя разведчика Судоплатова носят улицы в городах Гагарин и Смоленск.

 

gerb   flag

Вход на сайт

Переключение языков

  • Русский язык
  • Беларуская мова

.jpg

Социальные группы

VK
FB

ПЦПИ

Льготы 1

uni.png

vit.png