Централизованная библиотечная система города Витебска

Проекты

кнопка почетные граждане 1

кнопка нв сайт гордость и слава витебска

ги5

ВМ
сценарии 1

наши издания

Храмы Витебска

Наши партнеры

logo

 

КнопкаГодКачества

фпб кнопка

кнопка профдоход

 

1_витьбичи.png

work work work work 001271 4e2e1fe59592de8f87696061fb03ac39 Телеграм

 

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика

    Борис Михайлович АФАНАСЬЕВ родился 5 июня 1920 года в Брянске в рабочей семье. Окончил фабрично-заводское ученичество, после чего работал токарем, затем бригадиром ремонтной базы № 6 посёлка Урицкий в черте города Брянск.

 

Афанасьев

     В 1940 году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.
    С апреля 1943 года — на фронтах Великой Отечественной войны. К апрелю 1945 года капитан Борис Афанасьев был заместителем командира эскадрильи 21-го истребительного авиаполка 259-й истребительной авиадивизии 3-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. В 1943 году вступил в ВКП(б).

   

      В 1943—1945 годах Афанасьев совершил 367 боевых вылетов, принял участие в 23 воздушных боях, в которых сбил лично 8 самолётов и 1 самолёт в группе. Из книги И.П.Кургузова "Звёзды над Прибалтикой": «Как только Борис прибыл в полк, его лётное мастерство засверкало всеми гранями большого таланта. Превосходный пилот имел недюжинную организаторскую способность. Вскоре это было замечено всеми, и молодёжь избрала его членом комсомольского бюро. Его мужество и героизм хорошо известны не только в дивизии, но и во всей армии. На его счету десятки успешных боевых вылетов. Но один из них надолго запомнился не только Борису, но и всем его товарищам по оружию...

     6 октября 1943 года Борис получил срочный боевой приказ: вместе с ведомым Дмитрием Рубцовым сделать разведку с фотографированием аэродрома "Смоленск - Северный", одного из главных участков Духовщины, где враг возвел прочные сооружения для защиты своей живой силы и техники. С удержанием Смоленска в своих руках он связывал большие надежды измотать наступающие советские войска, а потом нанести по ним сильный контрудар. Изучив систему неприятельского зенитного огня, разработав план ведения разведки и условившись с ведомым о возможных вариантах полёта, Афанасьев поднял свой Ла-5 в синеватое рассветное небо...

     Впереди и внизу себя Борис видел горящий Смоленск - гордость русской боевой славы. Его древнюю и вечно молодую культуру безжалостно терзали хищные лапы гитлеровцев. Афанасьев увидел под собой разрушенное сердце города - седой Кремль. Поодаль дымился обугленный вокзал с развороченными около него рельсами и разлетевшимися, словно обгоревшие спички, шпалами. Ещё перед вылетом Борис сказал своему ведомому: "Когда будем над Смоленском, враг наверняка нам навстречу бросит самолёты. Видимо, не будут молчать и зенитки. Но я любой ценой должен сфотографировать аэродром. Ты прикрой меня". Ведущий заметил, как внизу запрыгали острые огненные копья. Это начали действовать вражеские зенитки. Борис бросая свою машину влево, вправо, меняя высоту, чтобы не напороться на разрывы снарядов, заметил, как на них, словно хищные акулы, несутся 4 FW-190. Воздух прожгли калёные трассы снарядов...

    Борис развернул машину на 180 градусов и увидел, как Зубцов, увёртываясь от хлестких вражеских очередей, метался в железном кольце немецкой четвёрки. Но вот фашисты прекратили пальбу: или боятся промазать, а значит, сразить своего напарника, или же они решили угнать самолёт Дмитрия к своим. Афанасьев в одну секунду поймал в перекрестие прицела FW-190 и "угостил" его увесистой порцией свинца. Самолёт противника пустил 2 чёрные борозды копоти и с рёвом пошёл вниз. Афанасьев сделал левый доворот и нацелился в другого фашиста...

     Пара оставшихся в живых немецких лётчиков не рискнула продолжать бой и, не солоно хлебавши, ушла на свой аэродром.»

 

     Позднее Б.М.Афанасьев на дороге Бычиха-Витебск обнаружил большое количество техники и живой силы, по которой штурмовики нанесли удар. В ноябре-декабре в Витебске сфотографировал аэродром с 19 самолётами и разведал переправы на Западной Двине, выявив оборонительные рубежи вдоль реки и большое число боевой техники противника. 5 мая 1944 г. в районе Полоцка сфотографировал вражеский аэродром с 40 самолётами.

 

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года капитан Борис Афанасьев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

     После окончания войны продолжил службу в Советской Армии. В 1956 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. В 1955—1957 годах — командир 348-го иап 113-й иад 22-й воздушной армии (штаб в Петрозаводске). В 1960 году в звании полковника был уволен в запас.   

   Был также награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, рядом медалей.

gerb   flag

Вход на сайт

Переключение языков

  • Русский язык
  • Беларуская мова

.jpg

Льготы 1

Социальные группы

VK
FB

uni.png

vit.png