Централизованная библиотечная система города Витебска

Проекты

кнопка почетные граждане 1

кнопка нв сайт гордость и слава витебска

ellipsis

боковой банер 2
сценарии 1

наши издания

Храмы Витебска

Наши партнеры

logo

Поиск по сайту

2020.jpg

Яндекс.Метрика

#ОсвобождениеБеларуси75#BelarusLiberation75#БеларусьПомнит

 

Пётр Алексеевич АРЕФЬЕВ

 

Лётчик-штурмовик, командир эскадрильи 826-го полка 335-й штурмовой авиационной Витебской Краснознамённой дивизии. Герой Советского Союза.Родился 25 июня 1913 года в семье рабочего. Старая Русса, ныне Новгородская область. Образование неполное среднее.

C 1943 года член КПСС.В 1939 году окончил Тамбовское лётное училище Гражданского Воздушного флота и прослушал курс военной подготовки. Работал пилотом гражданских воздушных линий. В 1942 году призван в РККА. С января 1943 года — служба в действующей армии. Прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи.11 января 1943 года состоялось боевое крещение младшего лейтенанта Арефьева. Уже через пять дней, всего после семи вылетов, он уже вёл шестёрку ИЛ-2 на разгром вражеской колонны. 11 марта ведущим четвёрки Арефьев уничтожил 8 танков, более 25 автомашин, много живой силы. 15 апреля восьмёрка ИЛ-2 разгромила автоколонну по дороге на Ярцево.25 июня 1944 года шестёрка Арефьева уничтожила очередную колонну противника. «39-я и 43-я армии, прорвав оборону противника, стремительно продвигались вперед, окружая вражескую группировку. Активно поддерживали действия наземных войск советские летчики. Безвозвратно ушло в прошлое время, когда немецкая авиация имела превосходство в воздухе. В ходе проведения Витебской операции наши соколы безраздельно господствовали над полями сражений. Одним из творцов победы наших войск под Витебском можно назвать прославленного воздушного аса Петра Арефьева. Его боевой путь начался в 1943 году. Он был зачислен в 826-й штурмовой авиационный полк. За короткий период времени вырос от рядового летчика до командира эскадрильи. Коммунисту Петру Алексеевичу Арефьеву были присущи высокая техническая грамотность, умение найти даже искусно замаскированные цели, внезапно атаковать и поразить меткими ударами. За полтора года капитан совершил 109 успешных боевых вылетов.18 раз подбивали самолет Петра Арефьева, и кажцый раз, проявив высшее искусство пилотирования, он возвращался на свой аэродром, как говорили тогда «на честном слове и на одном крыле». Особенно отличился П. А. Арефьев во время боев за освобождение Витебска. 24 июня, будучи ведущим группы из 8 самолетов, капитан Арефьев атаковал на дороге Витебск—Бешенковичи вражескую автоколонну. Гитлеровцы открыли сильный зенитный огонь. Но летчик- коммунист точными попаданиями бомб уничтожил 40 автомашин, 3 орудия и 50 солдат и офицеров противника. 25 июня Петр Арефьев совершил 4 боевых вылета. Атаковал на шоссе Витебск—Лепель колонну противника, уничтожил 30 автомашин и много другой техники, а также 70 немецких солдат и офицеров. А всего к августу 1944 года на боевом счету замечательного мастера бомбовых ударов было 15 уничтоженных танков, сотни автомашин, 30 орудий, 3 эшелона, 3 склада с боеприпасами, до 300 солдат и офицеров противника. (http://www.pobeda.witebsk.by )

 

23 февраля 1945 года Пётр Алексеевич Арефьев был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали Золотая Звезда (№ 4184). Войну П.А. Арефьев закончил кавалером восемнадцати правительственных наград. В том числе: Орден Ленина, Орден Александра Невского, 2 Ордена Красного Знамени, 2 Ордена Отечественной войны I степени, Орден Красной Звезды. С ноября 1945 года майор Арефьев вышел в запас. Жил и работал в Ташкенте.

Пётр Васильевич КОНДРАТЬЕВ родился 20 Июня 1909 года в городе Витебске, в семье железнодорожника. Образование среднее. С 1931 года в Военно - Морском Флоте. В 1933 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, позже - Ейскую военную школу морских лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Помощник командира 13-го истребительного авиационного полка  ( 61-я авиационная бригада, ВВС Балтийского флота )  Капитан П. В. Кондратьев совершил 66 боевых вылетов для нанесения ударов по кораблям, береговым батареям, укреплениям и войскам противника. Потопил судно с боеприпасами, сжёг на аэродромах 7 самолётов, уничтожил 2 паровоза, 6 автомашин. 1 Марта 1940 года, во главе 7 истребителей совершил налёт на вражеский аэродром, где уничтожил 6 самолётов. 21 Апреля 1940 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны оборонял Ленинград. С 22 Июня 1941 года по 29 Июня 1942 года командовал 5-м истребительным авиационным полком. Под его командованием, лётчики полка совершили за 5 месяцев около 5000 боевых вылетов, провели 389 воздушных боёв, уничтожили 105 вражеских самолётов, 55 танков. С Июля 1942 года командовал 61-й авиационной бригадой ВВС Краснознамённого Балтийского Флота. Полковник П.В.Кондратьев погиб 1 Июня 1943 года.Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Красной Звезды. Именем Героя назван посёлок в Карелии. Похоронен в городе Кронштадт Ленинградской области. Из рассказа командира эскадрильи 5-го ИАП капитана А.Ф.Мясникова - "Мы сопровождаем штурмовиков":"Мы нередко сопровождали группу штурмовиков, которой командовал Герой Советского Союза А.С.Потапов. В группу входили известные лётчики - штурмовики Мазуренко, Степанян, Карасёв, Корбуков и Герасимов. Работали мы замечательно дружно. В хорошие дни, несмотря на мороз, делали мы с ними по 3 вылета. Сначала мы летели одни на разведку и в результате разведки определяли какую - нибудь цель, удобную для штурмовки. Затем штурмовики летели штурмовать эту цель, а мы их сопровождали и прикрывали. На сопровождение штурмовиков ходил нередко и командир нашего полка Герой Советского Союза полковник П. В. Кондратьев. Помню такой случай. 14 Января 1942 года прикрывать штурмовиков отправились полковник Кондратьев, Ефимов, Костылев, Сухов, Каберов и я. Ефимов, Костылев, Сухов и Каберов составляли непосредственно прикрытие, а Кондратьев и я - сковывающую группу. После штурмовки, уже на обратном пути, мы заметили 2 Ме-109. Так как сковывающей группой были Кондратьев и я, то именно на нас лежала обязанность вступить с ними в бой. И мы устремились на них - Кондратьев впереди, а я прикрывал его хвост. На этих "Мессерах" были старые опытные лётчики, так называемые "охотники". Они сразу поняли, что мы уже возвращаемся домой и, следовательно, горючее у нас на исходе. Поэтому они решили взять нас измором. Способ их был такой: то они очень активны, так и лезут на нас, то нарочно устраивают передышку, отходят в сторону, чтобы затянуть время, но не уходят совсем. Бой, нарочно затягиваемый неприятелем, длился долго и, казалось, должен был окончиться для нас в лучшем случае безрезультатно. Штурмовики и сопровождавшие их наши товарищи - истребители давно уже были на аэродроме. Но вот удобный момент настал. Кондратьев вцепился в один из "Мессеров" и сбил его. Второй "Мессер" стал удирать. Горючего у нас хватило как раз до аэродрома".

За 2 года войны в полной мере раскрылись не только боевые качества Петра Васильевича, но и незаурядные организаторские способности. Он умел соединять в себе необходимые качества советского офицера: требовательность и заботу о подчинённых, умение направить их на выполнение приказов командования. В многочисленных боях за Ленинград балтийские лётчики из соединения Кондратьева проявили себя подлинными мастерами воздушных сражений, искусными и мужественными бойцами. 20 Героев Советского Союза и свыше 300 орденоносцев насчитывается в прославленной дивизии. Все полки авиасоединения стали Гвардейскими. В этом - большая заслуга Петра Васильевича, талантливого командира и лётчика.

200419

 

 

 

 

Вход на сайт

.jpg

Социальные группы

VK

uni.png

vit.png