#ОсвобождениеБеларуси75 #BelarusLiberation75 #БеларусьПомнит

Петр Лукьянович ГРИЩЕНКО. Родился 1 августа 1921 года в деревне Куковячино, ныне Витебского района Витебской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу и Витебский аэроклуб в 1939 году. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Армавирскую военную авиационную школу пилотов.

С марта 1943 года младший лейтенант П.Л.Грищенко на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 32-го ИАП участвовал в Курской битве, в освобождении Украины, Польши, Чехословакии, Берлинской операции. Сражался на самолётах Як-7Б, Як-9 и Як-3. К февралю 1944 года командир звена 32-го истребительного авиационного полка  (256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  лейтенант П.Л.Грищенко совершил 155 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, провёл 31 воздушный бой, сбил 15 самолётов противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". К концу войны командир эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка капитан П.Л.Грищенко совершил 384 успешных боевых вылета, провёл 78 воздушных боёв, сбил 27 вражеских самолётов лично и 1 в паре, уничтожил аэростат - корректировщик.  После войны Пётр Лукьянович продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, летал на реактивных самолётах. В 1955 году успешно окончил Военно-Воздушную академию. С 1961 года подполковник П.Л.Грищенко - в запасе. Жил и работал в городе Люберцы (Московская область). Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями. Из воспоминаний Петра Лукьяновича: «В ходе Великой Отечественной войны я принимал участие во многих боях. Описывать их, вероятно, не следует, так как они, возможно, не выделяются из массы других воздушных боёв, проведённых нашими авиаторами. Каждому лётчику совершенно ясно, что дрался он не один, а всегда был в роли или ведомого или ведущего группы. Как и многие другие лётчики, в первых боях был ведомым у лётчиков, уже имевших боевой опыт и познавших неудачи первого периода войны. Не могу не вспомнить своего ведущего командира эскадрильи Николая Арсеньевича Архипова, с которым мне приходилось много летать и участвовать в тяжёлых боях на Курской дуге. Это он научил меня воевать. Вот один из боёв. 15 Июля 1943 года вылетели мы в составе 8 "Яков" под командованием Архипова на прикрытие войск в районе юго-западнее станции Прохоровка. Вскоре встретили до 27 "Хейнкелей" в сопровождении 8 "Мессеров". В завязавшемся воздушном бою мы заставили бомбардировщиков противника сбросить свой смертоносный груз в расположении своих войск и сбили 5 самолётов. Сами потерь не имели. Я сбил "Хейнкеля". В боях на Курской дуге особо отличились лётчики Архипов, Бухтаревич, Романенко и Шиаранда. Затем бои за Днепр и Киев, под Винницей и Шепетовкой, под Тернополем и Львовом. На этом этапе в подавляющем большинстве случаев приходилось вести бои с превосходящими силами противника. Однако после Курской битвы немец уже был не тот. Из сражений над территорией Польши и других государств Европы следует отметить бои над Сандомирским плацдармом, за Краков и при форсировании нашими войсками реки Одер. Бои носили ожесточённый характер, приходилось встречать большие группы самолётов противника. Так, 25 января 1945 года мне с ведомым Евтеевым была поставлена задача прикрыть наземные войска. При патрулировании мы встретили до 30 "Юнкерсов" в сопровождении 8 "Фоккеров" и вступили с ними в бой. Силы были крайне неравные. Однако, расстроив боевой порядок бомбардировщиков и заставив часть из них сбросить бомбы в расположении своих войск, мы сбили 2 самолёта и возвратились на свой аэродром.» 

 

 

Иван Авдеевич АВЕКОВ. Родился 19 мая 1919 года на станции Осиновка (ныне Дубровенский район Витебской области Республики Беларусь). Окончил 7 классов неполной средней школы в городе Витебске. Работал на производстве. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил 9-ю Харьковскую военную авиационную школу лётчиков-наблюдателей, а в 1940 году - 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов. Служил в Новосибирске, в ВВС Сибирского военного округа. С 22 июня 1941 года старший лейтенант И. А. Авеков на фронтах Великой Отечественной войны. По сентябрь 1941 года служил в составе 252-го ИАП, летал на И-15 бис и И-153. С февраля по март 1942 года воевал в 211-м ИАП, где пересел на Як-1. Вскоре направлен в 519-й ИАП, где продолжал летать на Як-1. Сражался на Юго-Западном, Западном, Центральном фронтах. Был командиром звена, заместителем командира эскадрильи. Воевал под Конотопом, Москвой, Тулой, Киевом, Харьковом, Брянском. К апрелю 1942 года командир эскадрильи 519-го истребительного авиационного полка (ВВС 20-й армии, Западный фронт) капитан И. А. Авеков совершил 178 боевых вылетов, из них 45 на штурмовку войск и аэродромов противника, в воздушных боях сбил 10 самолётов лично и 6 в составе группы, 23 уничтожил штурмовыми действиями на аэродромах. 20 марта 1942 года капитан Авеков совершил таран в районе Гжатска, ныне г. Гагарин Смоленской области. Прикрывая наши наземные войска на Як–1, он вступил в воздушный бой с 7 самолетами противника, сбив 2 из них. Раненый в ногу летчик на горящей машине таранил вражеский истребитель, а затем осуществил посадку. Иван Авдеевич погиб 17 апреля 1943 года в окрестностях Данкова. Когда его самолет поднялся в воздух, произошел взрыв. Горящая машина рухнула на землю. Похоронен в братской могиле г.Данкова Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года капитану Авекову Ивану Авдеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 

 

180420