Централизованная библиотечная система города Витебска

Наши партнеры

logo

Проекты

ellipsis

Поиск по сайту

Яндекс.Метрика

Bulling

 

 

 

Изгоем можешь ты не быть...

час психологической помощи

 

 

 

 

Ведущий I. Если вы полагаете, что враги бывают лишь у склочных беспринципных типов, вы заблуждаетесь. Самый миролюбивый и уравновешенный человек может иметь столько недоброжелателей, что ему позавидовал бы даже Доктор Зло.

Откуда возникают неприязненные отношения в коллективе: на производстве и в офисе, в творческой и студенческой среде, так называемая «дедовщина» в армии? К сожалению, все пути ведут в школу.

Я не открою никакого секрета, если буду смело утверждать, что в каждом классе, школе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Что же это за явление такое, когда учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой школьной дедовщины? Теперь это называется моббинг – (от англ. mob – толпа) - притеснять, грубить, нападать;) и буллинг – от англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник. Буллинг – это уже неприкрытая агрессия, рукоприкладство, издевательство.

Ведущий II. Моббинг и буллинг может начаться практически «на пустом месте». Это может быть принадлежность к более бедной или более богатой семье, новый телефон, не быть, как все, любовь к животным, физические отличия (рост, вес, близорукость), плохие отметки, отличные отметки, повышенная эмоциональность, замкнутость и т. д. Абсолютно любая характеристика любого человека может стать причиной травли. В основе этого поведения лежит зависть. Зависть - это желание найти повод и излить свой гнев на невинного, отличного от толпы, оправдать свои неудачи за счет кого-то и спрятать свои недостатки, привлекая внимание к чужим.

Чтец I.

Черные души.

Черные мысли.

Черные дни

В атмосфере повисли...

Черные лица.

Черные дали

Снег даже черный.

Природа в печали.

Черные слезы

Текут по судьбе.

Лишь бы не

Встретиться с ними нигде.
                                            Алла Богаева

Чтец II.

Как паутина, зависть человека оплетает,

Его внутри, как ржавчина, съедает.

На пару с завистью живёт подруга злость:

Они вдвоём, как в горле человека кость.

В вулкане огненном они готовят зелье,

Надеясь на потеху и веселье,

За пазухой огромный камень держат,

Кинжал, который пилит, колет, режет.

Им всё чужое светит, как алмаз,

Ласкающий своим сияньем глаз.

Им чужды смех и радость созиданья,

Коробит их чужое процветанье.

С улыбкой, кажется, они на мир глядят,

Но яростью внутри себя кипят.

Держаться надо от таких подруг подальше,

От их наигранной по скверным нотам фальши,

Их мир наполнен чернотой и дымом,

Весь постепенно он становится горнилом,

В котором постоянно что-то жгут

И паутину чёрную плетут.

Но угли зависти не могут долго тлеть,

В пожаре злости суждено подругам тем сгореть.
                                                  Татьяна Подцветова

Ведущий I. Желание излить негативные эмоции на постороннего человека подпитывают также и различные кинофильмы и передачи про насилие, где агрессоры остаются безнаказанными. 

Цель психологического или физического насилия - заставить подчиняться лидирующей группировке (лидеру) и ее законам в классе или же принудить уйти из школы.

Примером может служить случай, описанный профессором, доктором медицинских наук Татьяной Докукиной в статье «Как защитить школьника от буллинга».

Ведущий II. В центр психического здоровья обратились родители 13-летнего Олега. В течение года мальчика беспокоили подавленность, бессонница, частые головные боли. Врачу удалось выяснить, что изменения в состоянии здоровья связаны с хронической психотравмирующей ситуацией. Семья переехала на новое место жительства. Олег пошёл учиться в новую школу. В прежнем классе среди сверстников мальчик чувствовал себя комфортно, был любимцем педагогов. На первом же уроке в новом классе, когда признанный лидер не мог ответить на вопрос и все ученики, опустив глаза, молчали, Олег поднял руку и чётко ответил и этим подписал себе приговор. Ярлык «умника и «выскочки»» приклеился сразу. Страсти накалялись с каждым днём. Родители ничего не знали, а классный ру-ководитель не мог ничего поделать.

В этой же статье названы типы «хищников», а именно: «Нигилист» - без-эмоциональный хам, «Компенсатор» - абсолютное ничтожество, «Комбина-тор» - жестокий подросток с развитым интеллектом.

Ведущий I. Остановимся на школьном буллинге, который можно разделить на две основные формы:

1.Физический школьный буллинг – толчки, удары, пинки, побои и др.

2.Психологический школьный буллинг – насилие, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание.. К этой форме можно отнести вербальный буллинг, где орудием служит голос – обидные имена, обзывания, дразнилки, распространение слухов, сплетен и т.д. Как известно, «слова бывают разными..»

Чтец I.

Много слов на земле.

Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.
                                                  Вадим Шефнер «Слова»

Чтец II.

Притча о гвоздях и обидах

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Ведущий II. Обидные жесты или действия, запугивание, изоляция, вымогательство, повреждение и иные действия с имуществом, - в последнее время к этим формам психологического давления добавились возможности всемирной паутины — кибермоббинг и кибербуллинг.

Кибермоббинг и кибербуллинг — интернет-травля — это намеренные ос-корбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помо-щью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д.

Ведущий I. В 2009 году в США произошёл трагический случай: 18-летняя старшеклассница Джессика Логан по просьбе своего бойфренда послала ему своё фото в стиле «ню», которое случайно попало в сеть. Тинейджеры Цинциннати начали бомбить девушку оскорбительными посланиями, и Джессика, не выдержав травли, покончила с собой.

А в России Следственный комитет по Новосибирской области принялся за проверку по факту появления видео с 15-летней школьницей. На кадрах один парень склоняет до невменяемости захмелевшую девушку к «интиму», а другой это радостно снимает на мобильник. Потом она просила удалить видео, но его выложили на всеобщее обозрение и порицание.

Многие уверены, что интернет-травля безнаказана и позволяет обидчику сохранить анонимность и вероятность быть непойманным. Но это не так. Современные средства позволяют отследить, выявить и наказать обидчика.

Ведущий II. Полученные в школьном возрасте психологические травмы могут обернуться вполне серьёзными взрослыми проблемами. Специалисты (психологи, исследователи, ученые) считают, что травля в школьные годы не проходит бесследно для всех ее участников, и её последствия сказываются почти на протяжении всей жизни человека.

Симптомы проявленного насилия:

постоянно подавленное настроение;

стал получать плохие отметки;

ищет предлог, чтобы не идти в школу;

приходит с испорченной или в грязной одежде, порванными учебниками и тетрадями;

«теряет» вещи и карманные деньги;

не выходит играть во двор;

часто приходит с синяками и ссадинами;

не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости;

стал замкнут или вспыльчив.

Подростки, подвергшиеся моббингу и буллингу думают, что вся проблема в них, что они виноваты в том, что с ними так обращаются, и поэтому комплексуют.

Бывшей «жертве» тяжело выстраивать отношения с другими людьми, доверять им, свободно вести себя в обществе. Иногда они в дальнейшем сами становятся зачинщиками травли, пытаясь таким образом забыть о пережитых унижениях.

Страдают не только преследуемые, но и зачинщики и преследователи. У последних формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям.

Ведущий I. К сожалению, универсального ответа на вопрос, как быть в том случае, если вдруг вы оказались жертвой травли, нет.

От врагов не спрятаться, не скрыться. Но это и невозможно. Возможно научиться с ними жить.

  1. Лучший способ победить своих врагов – не обращать внимания на их выпады, хотя это очень и очень трудно. Нужно постараться отключить эмоции. Гнев, досада, разочарование, раздражение лишь играют на руку нашим недоброжелателям, убеждая их в том, что их действия достигли цели. Зачем же доставлять им такую радость?
  2. Мстить врагам нельзя ни в коем случае. Вы становитесь на одну ступеньку со своим обидчиком. Возможно, сделав ему гадость, вы испытаете мимолетную радость, но и покажите, что в чём-то с ним похожи.
  3. Можете высмеять? Используйте его в качестве тренажёра для совер-шенствования своего остроумия, интеллектуальных и логических способностей.
  4. Не заигрывайте и не «подлизывайтесь». Обычно не рекомендуют «метать бисер перед свиньями». Они того не стоят.
  5. Ищите соратников, продолжайте жить как ни в чём ни бывало. Найдите занятие по душе. Человека увлечённого, занятого, трудно свернуть с пути истинного.

Ну а тем, кто уже попался на «удочку» к «мобберам», и «буллерам», кто помогал «травить» и преследовать, можно с полной уверенностью сказать: «Следующими будете вы!» Безгрешных людей нет, но всегда можно осознать свои ошибки и сказать: «Да, я был неправ! И это никогда больше не повториться.»

Ведущий II. 27 января - Международный день борьбы с буллингом (школьной травлей). Недаром действия моббинга и буллинга приравниваются к убийству, изнасилованию, вооружённому нападению. Только действие моббинга и буллинга ещё страшнее, так как калечит душу человека, причиняя ему неимоверные душевные страдания, что приводит к различным заболеваниям, к появлению суицидальных наклонностей.

Человеку нужно тепло отношений и поэтому в мире отмечается так много хороших дней: День поцелуя, День рукопожатий, День объятий. С 2013 года прибавился ещё один – День счастья.

Чтец I.

БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!!!...

притча

По обочине пыльной дороги

Шел усталый скиталец-монах.

В кровь разбитые босые ноги,

Да котомка с едою в руках...

Проезжал мимо всадник-вельможа,

Тонкой плетью хлестнул старика -

Мигом вспучилась дряхлая кожа,

И окрасилась кровью рука...

- "Счастлив будь!"- прокричал ему в спину

Пилигрим, пряча слезы в глазах...

Паренёк, наблюдавший картину,

Удивленно спросил: - «О монах!

Он стегнул тебя несправедливо,

А ты счастья желаешь... Как так?!...»

«Согласись, разве будет СЧАСТЛИВЫЙ

Избивать старика просто так?..."

Ведущий I. Будьте счастливы, друзья! И не забывайте, что

«Есть люди, как змеи, есть люди, как птицы...

Одним суждено пресмыкаться и злиться,

Другим суждены соловьиные взлеты,

Сиянье рассветов, игра позолоты.

Прошу у судьбы: дай мне сил не сломаться.

Быть смелой в полете и змей не бояться.

Задумайтесь... Кто в вашем сердце гнездится?

Смотрю на прохожих: есть змеи... есть птицы...»

                                   Наталья Кулакова

                                 «Есть люди, как змеи, есть люди, как птицы»

И обязательно

 

Твори добро. Не отвечай на козни

Стоящих за твоей спиной врагов.

Не обращай вниманья на злословья

Тех, кто погряз в мещанстве и во лжи.
                                                Юрий Шмидт «Твори добро»

 

 

Список использованной литературы:

1. Анискина Е. Тролль, выйди вон! / Елена Анискина // Совет. Белоруссия. – 2012. – 14 нояб.- С. 3.

2. Борта Ю. Школа унижений? Затравленные дети страдают потом всю жизнь / Юлия Борта // Аргументы и факты . - 2014. – 4 июня. - С.9.

3. Войтова С. «Если ты шипы посеешь, виноград не соберёшь» : сценарий внеклас. мероприятия со старшеклассниками / Светлана Войтова // Здаровы лад жыцця. - 2015.- № 12. - С.38-39.

4. Докукина Т. Как защитить школьника от буллинга / Татьяна Докукина // Здаровы лад жыцця .- 2013. - №8 .- С. 73-75.

5. Кантоне Т. Сетевой цинизм / Тициана Кантоне // Совет. Белоруссия.- 2016.- 16 сент. С.13.

6. Крученкова О. Синдром жертвы. Травля в школе может довести до самоубийства / Ольга Крученкова // Нар. газ.. - 2015. – 20 сак.- Тетр.3. - С.12.

7. Притчи @ ру.Секрет счастья / худож. М.С. Афанасьев. – М. : АСТ: Олимп,2008. - 256 с.

8. Притчи @ ру. 77 сентиментальных историй / авт.-сост. Е.В. Цымбурская.-М.: АСТ: Олимп, 2008. - 288с.

9. Хриптович В. Кибербуллинг : чем опасен и как противостоять / Виктория Хриптович // Здаровы лад жыцця.- 2015.- №7.- С. 3-9.

10. Хриптович В. Моральное насилие в школе. Как помочь ребёнку? / Виктория Хриптович // Здаровы лад жыцця.- 2015.- №8.- С. 56-61.

11. Школьная травля. Как не оказаться загнанным зверем? // Рюкзак.- 2014.- №8.- С. 41-45.

 

  

Составитель:

Маркина Светлана Владимировна

библиотекарь I категории библиотеки-филиала № 14 им. В. Короткевича

 

Вход на сайт

Афиша мероприятий

19.2.2018 - 13.00
«У мовы роднай моцнае карэнне»: турнір знаўцаў беларускай мовы
Библиотека им.В. Короткевича

20.2.2018 - 13.30
«Родная мова, крыніца празрыстая»: гадзіна інфармацыі
Библиотека №7 п. Руба

21.2.2018 - 12.00
«Адвечны голас Радзімы»: гутарка-ушанаванне да Міжнароднага дня роднай мовы
Библиотека им. С. Маршака

21.2.2018 - 12.30
«Вобразная, вольная, пявучая – мова беларуская мая»: Дзень беларускай мовы ў бiблiятэцы
Библиотека им.Л.Толстого

21.2.2018 - 12.30
«Зямлі маёй роднае слова»: літаратурная гасцеўня
Библиотека им.Я.Коласа

21.2.2018 - 13.00
«З роднай мовай дзень за днем»: паэтычныя хвілінкі
Библиотека-филиал №15 им. Я.Мавра

21.2.2018 - 16.00
«Любви и веры образы»: беседа о православии
ЦГБ им. М. Горького

22.2.2018 - 13.00
«Айчыны верны сын»: гутарка да 100-годдзя П.Машэрава
Библиотека им.Н.Островского

22.2.2018 - 14.00
«Для сильных, ловких и смелых»:конкурсная программа к 100-летию Вооруженных сил РБ
Библиотека им.Я.Коласа

22.2.2018 - 16.00
«Праздник настоящих мужчин»: литературно-музыкальный вечер
Библиотека №7 п. Руба

23.2.2018 - 13.00
«О доблести, о подвигах, о славе»:час мужества
Библиотека им. М. Лынькова

23.2.2018 - 13.30
«Я буду защитником Отечества»: патриотический час
Библиотека им.Е Полоцкой

23.2.2018 - 13.30
«Аты-баты, шли солдаты»: Блиц-турнир
Библиотека им. Я.Мавра

24.2.2018 - 13.00
«…з легендаў і казак сатканая»: Бібліятэчнае свята да Міжнароднага дня роднай мовы
ЦГБ им. М. Горького

26.2.2018 - 14.00
«Абаронцы жыцця і Радзімы»: гутарка да 100-годдзя Узброеных сіл РБ
Библиотека им.В. Короткевича

27.2.2018 - 13.00
«Усё жыццё – служэнне народу»: гутарка да 100-годдзя П.Машэрава
Библиотека им.Я.Купалы

1.3.2018 - 13.00
«Путь в никуда»:информационный час к Всемирному дню борьбы с наркоманией
Библиотека им. С. Маршака

1.3.2018 - 13.30
«Прыступкі, якія вядуць у бездань»: інфармацыйная праграма да Сусветнга дня барацьбы з наркаманіяй
Библиотека им. Е. Лось

1.3.2018 - 14.00
«Наркаманія: ад адчаю да надзеі»: гадзіна інфармацыі
Библиотека им.Я.Мавра

1.3.2018 - 16.00
«Дорога от сердца к сердцу»: поэтический вечер с участием с Т.И. Красновой-Гусаченко
Библиотека им. В.Маяковского

Социальные группы

VK
FB